7. ЗНАЕМ ЛИ МЫ НАЧАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ ЯРОСЛАВЛЯ?
Высказав свое мнение о древней истории Ростова Великого, обратимся к истории Ярославля, которая представляется не менее интересной и загадочной. Авторы «Новой хронологии Руси» А.Фоменко и Г.Носовский так представляют себе древнюю историю города:
«История Ярославля до XVII века совершенно темна. Как и должно быть, поскольку, согласно нашей реконструкции, вся старая история была отнята у Ярославля и отнесена к Новгороду на Волхове. На бумаге, конечно. Из тьмы XVI века Ярославль довольно неожиданно всплывает как мощный укрепленный город, второй по величине в стране. Его Кремль имел уже 24 башни, поставленные на валу. Большинство башен было разобрано в XVIII – начале XIX века. Тем не менее, те башни, которые счастливо сохранились, дают некоторое представление о мощи старых укреплений Ярославля. Таковы, например, Знаменская, Волжская и Угличская воротные башни (см. заставку). Огромная Знаменская башня соперничает своей величиной даже с башнями столичного Московского Кремля. Размер ярославских башен убедительно показывает, что мощь старых укреплений Ярославля была такой же, как и у наиболее укрепленных городов средневековой Руси – Москвы, Коломны, Нижнего Новгорода, Казани. Как и должно было быть. Ведь Ярославль был старой русской столицей – Великим Новгородом».
Новгород стоит на Волхове, Ярославль – на Волге. Авторы «Новой хронологии Руси» нашли такое объяснение этому противоречию:
«Летописные упоминания о Волхове не противоречат отождествлению Великого Новгорода с Ярославлем. Дело в том, что название реки ВОЛХОВ – это всего лишь слегка искаженное ВОЛГА. По-видимому, при пересадке историками-политиками города Ярославля-Новгорода с берегов Волги на Запад, вслед за ним уехало и название реки, превратившись из Волги в Волхов».
Итак, столицей древнего русского государства был не нынешний Новгород, а Ярославль, из которого, по утверждению А.Фоменко и Г.Носовского, столица переместилась в Москву только в XVI столетии. В пользу этого доказательства – раскопки в современном Новгороде, не подтверждающие, что он был крупным торговым центром. К тому же не понятно, через какой морской порт он мог торговать с Европой, в то время как с Ярославлем картина ясная – через Холмогоры на Северной Двине, впадающей в Белое море. О существовании поблизости от Ярославля, в устье реки Мологи, основного русского центра торговли писал историк Н.М.Карамзин. Диакон Тимофей Каменевич-Рвовский утверждал, что здесь происходили «торги великие даже до дней грозного господаря Василия Васильевича Темного» (1415–1462), что сюда приезжали торговать немецкие, польские, греческие, персидские купцы.
Несмотря на столь убедительные доводы в пользу древности и значимости Ярославля, верх взяло мнение, изложенное в работах ярославского историка М.Г.Мейеровича, в которых утверждалось, что город был основан в 1010 году Ярославом Мудрым. Сегодня эта версия считается официальной, общепризнанной, от этой даты отмечают юбилеи города. Ярославу Мудрому поставлен в центре города памятник. В левой руке князь держит нечто похожее на макет сторожевой башни, поэтому ярославцы называют его «Мужик с тортом» – благо кондитерская фабрика рядом.
Однако возникает вопрос – всё ли сходится в версии А.Фоменко и Г.Носовского о Ярославле – как древнейшей столице русского государства? Ведь если Ярославль действительно назывался в древности Новгородом – Новым городом, то естественно предположить, что где-то рядом находился старый, еще более древний город. Что же это за город? Ответ на этот вопрос дан в книге Михаила Сударушкина «Рассказы о ростовской истории» – это Ростов, получивший свое название по имени основавшего его племени росов-русов. Но вернемся к официальной версии основания Ярославля в 1010 году ростовским князем Ярославом Мудрым.
«Сказание о построении града Ярославля» – так называется источник, из которого эта версия выросла. Это предание откуда-то переписал ярославский архиепископ Самуил Миславский и включил в свою работу «Церкви г. Ярославля в 1781 г.». Впервые текст «Сказания о построении града Ярославля» опубликовал священник А.Лебедев в книге «Храмы Власьевского прихода г. Ярославля» в 1877 году. Приведем несколько отрывков из этого текста:
«Во области же сей не на мнозе пути от града Ростова, яко на 60 поприщ, при брезе рек Волги и Которосли лежаще некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль…И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры – языцы зли суще… Идол ему же кланяетася сии, бысть Волос сиречь скотий бог. И сей Волос, в нем же бес живя, яко и страхи и мнози твори, стояще осреди логовины, нарицаемой Волосовой… Сему многокозненному идолу и киреметь створена бысть и волхв вдан… Сей волхв, яко пестун диавола, мудрствуя силою исконнаго врага, по исходищу воскурения жертвенного разумева и вся тайная и глагола словеса приключившимся ту человецем, яко словеса сего Волоса. И вельми почтен бысть сей волхв у языцев…Но в некоем лете прилучися Благоверному Князю Ярославу плыти на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у правого брага оной, идеже стоя то селище, зовомое Медвежий угол. Князь узре, яко некие люди жестоци наноси гибель судом, шестовавшим с товары по Волге… Соглядя вся творимая, Благоверный Князь Ярослав повеле дружине своей устрашити и разгнати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии… И люди сии клятвою у Волоса обеща Князю жити в согласии и оброцы ему даяти, но точию не хотяху крестися. И тако Благоверный Князь отыде в престольный град свой Ростов. Не по мнозем же времени Князь Ярослав умысли паки прибыти в Медвежий угол. И прибы семо со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники, мастера и с воины; но егда входи в сие селище, людии сего испусти от клети некого люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним. Но Господь сохрани Благоверного Князя; сей секирою своей победи зверя, а пси, яко агнецы, не прикоснуся никомуждо от них. И, видя безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц Князю и быша аки мертвы… Благоверный Князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. А храм сей посвяти во имя сего святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его. По сем христолюбивый Князь повеле народу рубити дровеса и чистии место, идеже умысли и град создати. И тако делатели нача строити церковь святого пророка Илии и град созидати. Град сей Благоверный Князь Ярослав назва во свое имя Ярославлем, насели его христианами».
Можно с уверенностью сказать, что все остальные имеющиеся на настоящий день рассказы об основании Ярославля восходят именно к этому преданию, впервые записанному ярославским архиепископом Самуилом Миславским. Именно из текста этого предания определено имя основателя города – Ярослава Мудрого, и время основания города – 1010 год, последний год княжения Ярослава в Ростове. Однако всё ли в этой версии убедительно? До сих пор так и не выяснено, какой древний источник использовал Самуил Миславский, излагая эту историю. Да и был ли такой источник? Не явился ли этот рассказ плодом литературно-исторической фантазии архиепископа, решившего восполнить недостающую страницу истории Ярославля? Чем больше вчитываешься в это предание, тем больше возникает сомнений в его древности – уж больно выпирает из текста авторство церковника, пожелавшего увязать историю возникновения Ярославля с торжеством христианства. Другое дело – рассказ о язычниках, их идоле и боге Волосе, о языческом волхве. Здесь, возможно, Самуил Миславский действительно использовал какой-то древний источник, который и придал преданию характер достоверности.
(Подробнее об истории Ярославля в книге Михаила и Бориса Сударушкиных «Ярославцы и Ярославский край в русской истории».)