Ростов Великий, неизвестный Ярославль и Господин Великий Новгород

8. ЧЬЕ ИМЯ НОСИТ ЯРОСЛАВЛЬ?

  

Зададимся вопросом: как и когда появилось название «Ярославль» и медведь с секирой на гербе? Интересно отметить, что ярославский герб в виде медведя с протазаном (а не секирой) и надписью над головой медведя «Ярославский» впервые появился в 1672 году, в Большой государевой книге. Однако за сто лет до этого, а точнее в 1583 году, на Большой государевой печати «печать ярославская» представляла собой рыбу головой влево.

Таким образом, можно предположить, что за период 1583–1672 годы приведенное выше предание об основании Ярославля было найдено в каком-то источнике или было создано. Последняя версия представляется более достоверной, поскольку если бы такой древний источник существовал, то он за этот период был бы не раз переписан и сохранился бы до наших дней в нескольких списках. Еще более вероятным кажется предположение, что медведь на гербе Ярославля появился не как «убиенный» Ярославом Мудрым, а как священное животное, которому поклонялись жившие здесь язычники.

Теперь о названии Ярославля. Приведем отрывок из книги И.В.Дубова «Города, величеством сияющие» (Ленинград, 1985), который подсказал нам еще одну версию образования названия города:

«Не вызывает сомнений, что форма Ярослав (ль) означает Ярославов – Ярославий город. Образовано оно от древнерусского имени Ярослав, которое состоит из двух частей. Первая – «ярый» (весенний), яровой. Отсюда и имя славянского языческого бога Ярило. И вторая – «слав» (слава). Здесь происходит довольно частое явление перехода антропонима «Ярослав» в топоним «Ярославль».

К последнему замечанию автор сделал ссылку на «Этимологический словарь славянских языков» (Москва, 1980) и на книгу В.П.Нерознака «Названия древнерусских городов» (Москва, 1983). Сделаем еще одну ссылку на книгу «Славянская мифология» (Москва, 1995), где так объясняется слово «Ярила»:

«Славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия. Имя «Ярила» производится от корня «яр-», с которым соотносится представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая. Яриле принадлежит особая роль в сельскохозяйственной обрядности, особенно весенней».

Отсюда возникает предположение – не назывался ли Ярославль первоначально именем языческого бога Ярилы? То есть, название «Ярославль» происходит не от имени князя Ярослава Мудрого, а имеет более глубокие корни.

Вдумаемся в один любопытный факт: ни в летописях, ни в других письменных источниках нет упоминания о том, что Ярослав Мудрый основал первый славянский город на Волге – Ярославль. Весьма пространное, но очень неубедительное объяснение этого факта дал в книге «Так начинался Ярославль» М.Г.Мейерович. Между тем, русские летописцы очень любили князя-книжника Ярослава Мудрого, летописных сообщений о нем много. А вот об основании им Ярославля – ни слова!

Можно предположить, что к сочинению истории об основании Ярославля Ярославом Мудрым архиепископа Самуила Миславского подвигло летописное сообщение за 1037 год:

«Заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь святой Софии, митрополию и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещенья, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться».

Тут речь идет о Киеве. Надо было сочинить нечто подобное о Ярославле – и Самуил Миславский сочинил, взяв эту запись за образец. Так появилось сообщение о том, как Ярослав Мудрый заложил не только город, но и церковь в честь Ильи Пророка. Кроме того, есть летописная запись за 1108 год об основании Владимира князем Владимиром Мономахом: «Того же лета свершен был град Владимер Залешьский Володимером Мономахом».

Если есть сообщение об основании Владимира, почему не сочинить нечто похожее об основании Ярославля? Привязка истории основания города к Ярославу Мудрому, можно сказать, лежала на поверхности: он был ростовским князем, боролся с язычниками, разрушал языческие идолы, в том числе посвященные Яриле. Так родилось предание, которое устраивало и власть, и церковь, и народ, а конкретно – ярославцев, которым приятно сознавать, что их город основал Ярослав по прозвищу Мудрый.

(См. на заставке карту Руси после Ярослава Мудрого.)

В связи с вышеизложенным кажется бессмысленной полемика между теми, кто, вторя М.Г.Мейеровичу, называет временем основания Ярославля 1010 год, и теми, кто считает, что это произошло в 1024 году, когда Ярослав Мудрый подавлял здесь восстание смердов. Замечу только, что во второй версии (ее придерживались, в частности, авторы книги «Ярославль» П.Андреев, А.Генкин, П.Дружинин, П.Козлов) логики и исторического смысла все-таки больше, чем в первой, основанной лишь на том, что 1010-й год – последний год княжения Ярослава Мудрого в Ростове. В любом случае, история Ярославля гораздо глубже. Можно простить архиепископа Самуила Миславского, который, сочинив предание об основании Ярославля христианским князем Ярославом Мудрым, угодил Православной церкви. Можно понять ярославского обывателя, нуждающегося в красивой легенде об основании города. Нужна она и ярославским чиновникам, чтобы точно знать, когда справлять юбилеи города и какие ставить памятники. Другое дело – историки, которым положено руководствоваться не религиозными и политическими соображениями, а только фактами.

Перечитаем летописную запись за 1071 год, в которой впервые упоминается Ярославль: «Однажды во время неурожая в Ростовской области явились туда два волхва из Ярославля, говоря, что они знают, кто запасы держит». Чем дольше вчитываешься в эту запись, тем больше она вызывает недоумение. Волхвы – языческие жрецы. Ярославль, по официальной версии, основан христианским князем Ярославом Мудрым, при этом жители города были крещены. С момента основания города, опять-таки по официальной версии, прошло всего 60 лет, а о городе говорится так, будто он хорошо известен. Короче говоря, сплошные неувязки. И совсем другое дело, если речь идет о городе, основанном язычниками и названным именем их божества Ярилы.

Кстати, о древности поселения на Стрелке пишет в своей работе «Так начинался Ярославль» и М.Г.Мейерович: «Медведицкое» городище относится к древнейшим «дьяковским» памятникам Верхнего Поволжья, появившимся здесь в VII– VI веках до н. э. Это было первое, ставшее известным нам поселение на территории города». Далее автор пересказывает содержание книги археолога Н.Н.Воронина «Раскопки в Ярославле», изданной в 1949 году, и делает следующий вывод: «Когда археологи стали обрабатывать материалы раскопок, тщательно изучая находки из нижнего культурного слоя, оказалось, что среди них имеются и более древние предметы. Стало ясно, что основание города в начале XI века – это не первая, а по крайней мере вторая страница истории Ярославля».

Где же, спрашивается, логика? С какой стати писать книгу истории Ярославля не с первой страницы, а сразу со второй?

Повторим главную мысль наших рассуждений: нет ни одного конкретного исторического факта в пользу того, что Ярославль основал Ярослав Мудрый. За период с 1071 года, когда Ярославль впервые был упомянут в летописи, до 1781 года, когда Самуил Миславский написал работу о церквях Ярославля, то есть за 700 лет с гаком, легенда о Ярославе Мудром, как основателе города, нигде даже не упоминалась! Скорее всего, эту версию, шитую белыми нитками, породил сам Самуил Миславский,

В той же книге И.В.Дубова «Города, величеством сияющие» приводится версия, что основателем Ярославля мог быть не Ярослав Владимирович (т.е. Ярослав Мудрый), а сын черниговского князя Святослава Ярославича – Ярослав Святославич, умерший в 1129 году. Далее автор не без иронии пишет: «Понятно, что составителям преданий и их последователям – ярославским краеведам – очень хотелось возникновение своего родного города связать с именем Ярослава Мудрого – крупнейшего политического деятеля Древней Руси, искуснейшего дипломата, книжника, законодателя. И никто не говорил о другом Ярославе, хотя и основавшем династии муромских и рязанских князей, но неоднократно прогоняемого из своих уделов, терпевшем поражения не только от своих соперников – русских князей, но и от мордвы. Такой князь-неудачник не мог вызывать интереса у местного краеведения. Думается, что сейчас нет прочных оснований для того, чтобы уверенно приписать одному из Ярославов строительство города-крепости Ярославля».

Сомнение И.В.Дубова в отношении «княжеского» происхождения Ярославля еще больше убеждает нас в возможности образования названия города от имени языческого бога Ярилы с последующей его трансформацией под славянское имя «Ярослав». Что касается памятника Ярославу Мудрому, то претензии к нему – только художественного плана, а сам князь-книжник достоин того, чтобы помнить о нем. Это же относится и к дате юбилея города – надо же от какого-то года вести родословную. Пусть этим годом будет 1010-й год. Другое дело – утверждать, что начальная история Ярославля восстановлена окончательно и пересмотру не принадлежит. Здесь ставить точку рано.

Приведем еще одну цитату из книги «Новая хронология Руси»:

«Ярославль издавна был крупным культурным центром на Руси. Хотя о судьбах Ярославля мало что известно ранее XVII века, тем не менее, сообщается, что в начале XIII века в нем открылось «первое на севере духовное училище, в котором имелась богатая по тому времени библиотека с 1000 книг на греческом языке». Именно в Ярославле хранилось знаменитое «Слово о полку Игореве», «где его и приобрел у архимандрита Иоиля Быковского в 1792 году библиофил Мусин-Пушкин». Далеко не каждый город может похвастаться такими библиотеками. А столица Ярославль-Новгород уже в силу своего статуса была обязана иметь богатое книжное собрание.

Внимательно читая рассказ Никоновской летописи о татаро-монгольском нашествии, замечаем следующее любопытное сообщение летописца. Татаро-монголы захватывают Ростов и Ярославль. И далее летопись говорит: «И оттоле всю страну и городы поплениша». Четко сказано, что исходным плацдармом великого «монгольского» завоевания были Ростов и Ярославль, что полностью отвечает нашей реконструкции».

Трудно сказать, насколько обоснована предложенная авторами книги реконструкция хронологии Руси, но в отношении древних корней Ростова и Ярославля с ними можно согласиться. Что касается «Слова о полку Игореве» и книжных сокровищ, то эти свидетельства также можно рассматривать как доказательства особой роли Ростово-Ярославского края в русской истории.

Но прежде чем рассмотреть эти свидетельства, еще раз вернемся к ярославскому гербу с медведем. Ясно, что изображение здесь медведя, как символа города, имеет древние корни. А вот изображение сразу двух медведей (!) на гербе Великого Новгорода такого впечатления не оставляет – сразу видно, что это новодел. Не появились ли эти медведи в подражание ярославскому гербу? Не случилась ли схожая история и с Нижним Новгородом, основанным владимиро-суздальским князем Георгием Всеволодовичем в 1221 году? На его гербе, как и на гораздо более древнем ростовском гербе, тоже изображен олень. (См. заставку к «Содержанию».) Случайные ли это совпадения? Не указывают ли они на то, откуда на самом деле пошла Русская земля?

Ростов Великий, неизвестный Ярославль и Господин Великий Новгород  Ростов Великий, неизвестный Ярославль и Господин Великий Новгород

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Hosted by uCoz