Ростов Великий, неизвестный Ярославль и Господин Великий Новгород

2. ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?

   

Изучение русской истории невозможно без обращения к прошлому Ростовского края – древнейшего региона российского государства. С помощью ярославского историка, доктора исторических наук, профессора А.М.Пономарева – автора очерка «В составе Киевской Руси», опубликованного в № 5 журнала «Русь» за 1994 год, восстановим историю заселения Ростовского края. Для удобства восприятия изложенного в очерке материала процитируем четыре отрывка, которые дают представление о четырех этапах заселения:

Первый этап. «В первой половине II тыс. до н. э. в Волго-Окское междуречье и в соседние с ним области Заволжья вторгаются чуждые племена, которые пришли сюда из междуречья Вислы и Днепра. Оттесняя, уничтожая или подчиняя себе местные племена, они расселялись в Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье. Это были фатьяновские племена, которые получили свое название по имени могильника у д. Фатьяново близ Ярославля…»

Второй этап. «Во второй половине 1 тысячелетия до н.э. и в первой половине 1 тысячелетия н.э. Верхнее Поволжье занимали уже угро-финские племена. По имени городища у села Дьяково под Москвой они получили название дьяковских… На основе дьяковской культуры во второй половине 1 тысячелетия н.э. складываются крупные племенные образования: на Белооозере и в Прионежье – весь, в Волго-Онежском междуречье – меря. Первые сведения о мерянских племенах относятся к VI в н.э…»

Третий этап. «На рубеже IX – X в междуречье Оки и Волги начинают проникать славяне… Сначала славяне селились на незанятых местах, военный захват мерянских земель не имел места. Во всяком случае, археологам не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ… Культурная и языковая ассимиляция мерянских племен славянами облегчалась тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика…

Четвертый этап. «В конце X – начале XI в. Ростовская земля обособилась и превратилась в одно из крупных древнерусских княжеств. Она была одним из важных районов Руси. Здесь происходил процесс формирования древнерусской народности, в котором наряду со славянами приняли участие и меря. В конце XI в. уже существовало понятие «Ростовская земля», которая включала в себя Ростов, Суздаль и Ярославль…»

Возможно, с автором очерка можно поспорить, что «военный захват мерянских земель» славянами «не имел места» – вряд ли этот процесс происходил полюбовно. Тот факт, что «не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ», не может служить доказательством того, что военных столкновений между меря и славянами не было вовсе. Возможности археологии, к сожалению, весьма ограничены. Кстати, это касается и таких понятий, как фатьяновские племена и дьяковская культура – вполне возможно, процесс заселения Ростовского края происходил более сложным образом, более извилистым путем.

То же самое можно сказать и о том, когда «Ростовская земля обособилась и превратилась в одно из крупных древнерусских княжеств». А.М.Пономарев относит этот процесс к концу X – началу XI века. А первое летописное упоминание Ростова, напомним, приходится на 862 год, когда «И прия власть Рюрик, и раздая мужем свои грады: овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро». В 907 и 911 годах ростовская дружина воеводы Потани участвует в походах киевского князя Олега на Царьград, и Ростов получает от Византии отдельную дань. Вот и получается, что, если верить летописям, самостоятельной территориальной единицей Ростовская земля стала раньше.

Теперь обратимся к книге моего сына Михаила (1977-2001) «Путешествие к истокам», изданной в 1999 году, где мысль о первоначальности ростовской истории высказана еще определенней:

«В нашей исторической науке сложились два основополагающих понятия: была Русь Новгородская, затем ей на смену пришла Киевская Русь, а уж затем началось все остальное. Но существует и другое представление о начальной русской истории: что ее корни находятся на Ростовской земле, потому с такой настойчивостью русские князья стремились в Ростов, в город своих предков, основанный росами-русами и навечно оставившими название своего племени в названии города. Здесь просматривается неразрывная связь слов и понятий: Русь – Ростов – Россия.

Именно по этой причине Ростов Великий стал первой столицей русского княжества в центре будущей России, позднее она была перенесена в Суздаль, затем – во Владимир и только потом – в Москву. Ростовское княжество – Ростово-Суздальское – Владимиро-Суздальское – Великое Московское княжество – вот история становления и образования России. Но этому, на наш взгляд, предшествовал еще один, начальный этап отечественной истории – Русь Ростовская. В «Повести временных лет» Ростов, как уже существующий город, упомянут в записи за 862 год, поэтому естественно предположить, что он гораздо старше своего официально заявленного возраста. Исследователи не пришли к единому мнению, откуда пошло название города, но можно предположить, что оно образовалось от названия основавшего его племени рус или рос – первую форму употребляли арабские авторы, вторую – византийцы…

Зададимся вопросом: не был ли Ростов одним из первых русских городов, построенным славянскими первопроходцами на территории будущей России? Не отсюда ли пошло их дальнейшее переселение к Новгороду (т.е. Новому городу) и Киеву?

Известный русский художник Борис Кустодиев называл Ростовский край «Иль-де-Франсом» России. Иль-де-Франс – эта маленькая область в течении Сены, которая дала название Франции. Писатель и журналист Константин Случевский писал в конце XIX века о Ростове Великом: «Здесь возросло и окрепло великорусское племя». Так, может, они правы – отсюда ведет начало история русского народа и его государства? Доказательством этой версии может служить то обстоятельство, что на территории Ярославской области и вообще центра России Ростовский район выделяется как наиболее богатый археологическими памятниками. Вместе с тем их изучение весьма ограничено двумя объективными (а может, и роковыми) трудностями: большой влажностью земли из-за близости озера Неро и застройкой городом эпицентра наиболее интересного, как считают археологи, района…

Таким образом, несмотря на тщательный труд нескольких поколений археологов, иcториков, краеведов, занимавшихся местной иcторией, можно сказать, что древний русский град Ростов Великий появился на свет «при невыясненных обстоятельствах». Больше того, до сих пор остается неразгаданным, утраченным, потаенным целый этап его начальной истории, когда здесь, на плодородном берегу светлого озера Неро начало образовываться наше Отечество, наша государственность.

Не было мира на Ростовской земле с самого начала ее существования. В жестоких столкновениях с язычниками проходила христианизация края. В 1024 году, по летописи, в Ростовской земле состоялось первое восстание смердов под предводительством волхвов. Смерды, – это селяне, зависимые от киевского князя, волхвы – языческие жрецы. А вот было ли это восстание первым – более чем сомнительно: процесс христианизации происходил весьма болезненно для местных жителей, не желающих отказываться от своих богов. Собственно, благодаря очередному восстанию против княжеской власти в Ипатьевской летописи появилось первое упоминание Ярославля, которое приходится на 1071 год. Вот сокращенное изложение этой записи в переводе на современный язык:

«Когда однажды был голод в Ростовской области, появились два волхва из Ярославля, которые повели восставших вверх по берегу реки Волги. Они сказали: «Мы знаем, кто хлеб держит» и в каждом погосте указывали на «лучших», то есть знатных женщин, говоря: «Вот эти жито держат, эти мед, эти рыбу и меха». Восставшие убивали женщин и забирали их имущество себе. Когда они по берегу Шексны дошли до Белоозера, то их уже было 300 человек. В это время там собирал дань тысяцкий киевского князя Святослава Ян Вышатич. Белоозерцы обратились к нему за помощью против восставших, говоря, что те побили много женщин по Волге и Шексне. Вышатич стал доискиваться, чьи эти смерды и волхвы. Узнав, что они князя Святослава, он потребовал от восставших выдать ему волхвов. «Выдайте сюда этих волхвов, – сказал он, – потому что они смерды мои и моего князя». Когда восставшие отказались это сделать, Ян взял с собой 12 вооруженных дружинников и отправился с ними к волхвам в лес. Восставшие, увидев его, послали навстречу ему трех человек, которые сказали Яну: «Смотри, идешь на смерть, не ходи». Ян же в ответ на это приказал их убить. Но те бросились на него с топорами и чуть не убили. Тогда Ян приказал дружинникам бить их. Смерды обратились в бегство. После этой стычки Ян возвратился в город и потребовал от белоозерцев, чтобы они схватили волхвов, грозя в противном случае пробыть у них целый год. Тогда белоозерцы схватили волхвов и привели их к Яну. Тот стал допрашивать волхвов. Он сказал им: «Чего ради вы погубили столько человек?» Те отвечали: «Они держат обилие; если истребить их, то будет продовольствие. Если хочешь, то перед тобою вынем жито, или рыбу, или иное что». Но Ян повелел бить волхвов, вырвать у них бороды, вложить в рот обрубок и пустить перед собой в лодке вниз по Шексне. Когда приплыли к устью реки, он спросил у лодочников, у кого из них волхвы убили родных. Те отвечали, что у одного убили мать, у другого сестру, у третьего дочь. «Ну, мстите им за своих», – приказал Ян. Лодочники схватили волхвов, убили их и повесили на дубе».

Чтобы опорочить восставших, летописец особо подчеркивает их жестокость по отношению к женщинам, хотя понятно, что никакого «женоненавистничества» у них не было и в помине. Из этих же соображений – опорочить восставших – летописец изобразил казнь руководителей восстания как следствие мести со стороны родственников погибших белоозерцев. Да и само восстание в его интерпретации представляется как нечто дикое, стихийное, не поддающееся здравому смыслу. Конечно, на самом деле всё было не так.

«Выступление смердов против зарождающейся знати было выражением классовой борьбы, – так прокомментировал эту летописную запись А.М.Пономарев. – Появившаяся в новейшей исторической науке тенденция к отрицанию классового характера социальных движений на Руси в XI в. не имеет под собой серьезных оснований ».

Целиком согласны с неприятием А.М.Пономаревым этой новой тенденции в нашей исторической науке – отрицать классовый характер социальных движений. И не только в XI веке, а на протяжении всей нашей истории. Против кого выступили волхвы? – Против знати, которая утаивала общинные запасы. Справедливо? Вполне, чтобы попытаться добиться справедливости вооруженным путем. Кроме того, волхвы обвиняли знатных женщин в колдовстве, которое, якобы, стало причиной неурожая.

И здесь мы вынуждены остановиться еще на одной – религиозной стороне истории восстания 1071 года. Христианские летописцы сделали всё возможное, чтобы язычники выглядели в наших глазах темной силой, не заслуживающей жалости и снисхождения. Это явно сказывается и в приведенном выше описании восстания. Сегодня, когда Церковь вернула себе утраченную в 1917 году возможность влиять на государственную политику не только морально, но и практически, появилась опасность, как бы это не оказалось еще одним фактором, понижающим объективность отечественной исторической науки. Первый фактор назван выше – отрицание классовой борьбы. Идеализация всего, что связано с принятием христианства, может оказаться вторым фактором, который способен окончательно выхолостить из нашей исторической науки здравый смысл.

Выступление 1071 года в Ростовской земле – это народное восстание, имеющее ярко выраженный классовый характер и непосредственно связанное с религиозной нетерпимостью. Восставшие имели все основания взяться за оружие, как бы их не очерняли ни христианские, работающие по заказу летописцы, ни современные новые историки, переписывающие историю в угоду новым правящим кругам, которые отрицают классовую борьбу.

А.М.Пономарев справедливо замечает: «Уроки истории тяжелы, но поучительны». Добавим от себя, что уроки истории становятся поучительными только для тех, кто их не забывает. В противном случае всё повторяется сначала…

Нельзя не согласиться с А.М.Пономаревым и в следующей оценке:

«Ростовская земля... Ей принадлежит особая роль в истории нашей Родины. Здесь начиналась Россия. Ростов стал первой столицей Владимиро-Суздальского княжества, которое первоначально называлось Ростовской землей. На границе этой земли был основан небольшой городок-крепость, которому была уготована удивительная судьба. Это была Москва, ставшая объединительницей разрозненных княжеств и земель в единое Русское государство. Его первоначальным ядром была Ростовская земля…».

Задолго до того, как 862-й год официально был признан датой начала русской государственности, эту мысль, подкрепив ее целым рядом доказательств, высказал и мой сын Михаил в книге «Путешествие к истокам»:

«Автор ни в коем случае не настаивает на бесспорности высказанных здесь предположений, а только заостряет внимание на тех событиях русской истории, которые того заслуживают и помогают уяснить неразрывную связь слов и понятий: Русь – Ростов – Россия.

Ростов Великий, неизвестный Ярославль и Господин Великий Новгород  Ростов Великий, неизвестный Ярославль и Господин Великий Новгород

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

 
Hosted by uCoz