В земле Ростовской просиявшие

7. ИЗ ЖИТИЯ ПАТРИАРХА ФИЛАРЕТА

Потриарх Филарет, в миру Феодор Никитич Романов (ок. 1554 – 1 октября 1633) – церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; Патриарх Московский и всея России (1619–1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию, двоюродный брат царя Феодора Иоанновича, племянник царицы Анастасии – первой жены Ивана Грозного.

В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков. Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, в 1600 году был насильно пострижен в монахи под именем «Филарет», что должно было лишить его прав на престол.

В 1605 году был освобожден из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I и назначен митрополитом Ростовским. В 1608 году войска Лжедмитрия II под предводительством Сапеги и Лисовского ворвались в Ростов и с бою взяли последний оплот ростовцев – Успенский собор, где укрылись дети, старики, женщины вместе с митрополитом Филаретом. Со словами вразумления обратился он к ворвавшимся врагам, но никому не было пощады, и все искавшие защиты в храме были перебиты, а Филарет взят в плен и отправлен в Тушинский лагерь, где играл роль «нареченного патриарха». При этом Филарет представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своем патриаршем сане.

В 1610 году он был отбит у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины. В принципе не возражал против избрания царем сына польского короля Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие.

Участвовал в переговорах с польским королем Сигизмундом III под Смоленском. Отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, в 1611 году был взят в плен. В 1619 года в порядке обмена пленными в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года был освобожден и торжественно встречен в Москве сыном Михаилом, избранным к тому времени на русский престол. До конца жизни официально считался соправителем Михаила и, оставаясь патриархом, фактически руководил московским государством.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

В книге «Элементарный курс всеобщей и русской истории», рекомендованной «для мужских и женских гимназий, реальных, городских и уездных училищ» и выдержавшей до революции 32 издания, автор учебника Беллярминов писал:

«Для избрания царя воеводы созвали в Москву Земский собор, который после трехдневного поста приступил к совещанию. Члены собора единодушно избрали на престол Михаила Феодоровича Романова. Отец Михаила, боярин Феодор Никитич, приходился племянником первой супруге Иоанна Грозного, Анастасии Романовне. При избрании на престол Михаилу Феодоровичу было 16 лет, он жил со своею матерью в Ипатьевском монастыре на р. Волге, недалеко от г. Костромы. Отряды поляков, бродившие во многих местах России, узнав об избрании Михаила, решились отыскать его местопребывание и убить, как соперника царевича Владислава. Но царь был спасен крестьянином села Домнина, Иваном Сусаниным, который взялся проводить поляков к местопребыванию царя, но вместо того намеренно завел их в лес. Поляки, видя, что они обмануты, убили его, но и сами погибли от голода. Сделавшись царем, Михаил наградил семью Сусанина землею и освободил ее со всем потомством от податей».

Случилось это в 1619 году, когда из польского плена вернулся отец первого русского царя Филарет. Один из современников писал о нем: «Нравом опальчив и мнителен, а владетелен таков был, яко и самому царю бояться его, бояр же всякого чина людей царского синклита зело томляше заключениями и иными наказаниями».

После возвращения из польского плена Филарет был официально утвержден в сане патриарха и получил титул «Великого государя», став соправителем сына Михаила, а, по сути, взяв в свои руки всю государственную власть. И тут же появилась жалованная грамота зятю Сусанина – Богдану Собинину. Так появилось подозрение, что историю со спасением Михаила выдумал деятельный Филарет, чтобы укрепить идею богоизбранности царя. Впрочем, возможно, ему даже ничего не пришлось выдумывать, надо было только подобрать человека, подходящего для роли спасителя. Видимо, исчезнувшей зимой 1613 года Иван Сусанин подошел для этой роли лучше других. Можно предположить, что дочь Сусанина и ее муж Богдан Собинин тоже соответствовали требованиям к наследникам героя, спасшего царя.

«В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одною из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в смутное время, – писал историк Костомаров. – Действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится новоизбранный царь Михаил Федорович, это остается под сомнением».

Ростов Великий:здесь возросло и окрепло великорусское племя  Ростов Великий:здесь возросло и окрепло великорусское племя

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 
Hosted by uCoz