1. ИЗ ЖИТИЯ ЕПИСКОПА ЛЕОНТИЯ
В «Летописи ростовских архиереев» сказано, что Леонтий был одним из первых ростовских епископов, прибыл в Ростов около 1051 года, следовательно, немного времени спустя после крещения ростовцев св. кн. Владимиром. Язычников в то время в Ростове было больше, чем христиан; и вот св. Леонтий начал неверующих в Христа жителей обращать в христианство, что язычникам не понравилось, и они выгнали святителя из города. Тогда он ушел на то место, где стоит теперь Яковлевский монастырь, бывшее тогда совершенно пустынным, и построил тут церковь Архангела Михаила; но вскоре возвратился в город и снова стал проповедовать жителям веру Христову, за что около 1073 года и был убит язычниками... «Предание живое, переходящее из уст в уста, говорит, что св. Леонтий привлекал к себе детей язычников ласками и сладким коливом (кутьей), варимым для них».
Также из «Летописи ростовских архиереев» узнаем, что Леонтий был «из иноков Киево-Печерской обители, пасторское служение начал в год смерти великого князя Ярослава, а окончил оное мученическою от ростовцев смертью в 1070 году». По другим сведениям Леонтий был родом из Константинополя.
Если верить «Повести временных лет», то восстание ростовцев состоялось в следующем, в 1071 году, но и эта дата, как считают исследователи, определена не окончательно. В былинах об Алеше Поповиче говорится, что он «Сын попа Леонтия Ростовского».
По некоторым сведениям Леонтий кроме греческого языка знал мерянский язык и переводил на него христианские тексты.
Леонтий был погребен в Успенском храме Ростова. Ростовский епископ Иоанн установил празднование святителю в день обретения его мощей – 23 мая. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия».
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
В книге А.А.Титова «Ростовский уезд Ярославской губернии читаем информацию о деревне Астрюково Карашской волости:
«Предание гласит, будто бы в XI в., в крепком городке, ростовским боярином и наместником Яном Вышатичем был заточен некто Астрюк, житель Ярославля. Он, вместе со своими товарищами, начал распространять в народе слух, что причиною случившегося тогда в Ростовской земле голода служит то обстоятельство, что женщины скрывают сами в себе хлеб, мед, рыбу и т.п.; народ верил этому слуху, а Астрюк с товарищами пользовались этим, убивали приводимых к ним невинных женщин и грабили их имение, чем и заслужили достойное наказание. Этот же Астрюк возмутил язычников против св. Леонтия, епископа ростовского, и был его убийцею». Таким образом, название села Астрюково донесло до нас имя убийцы Леонтия. Но где произошло само убийство? Топонимическое предание отвечает и на этот вопрос – в деревне Левково на берегу реки Устье, куда бежал епископ от восставших язычников; якобы деревня названа так по имени Леонтия (Левонтия), который именно здесь сладкой кутьей и христианскими проповедями привлекал к себе детей язычников.
В конце XII столетия было написано «Сказание о Леонтии Ростовском», где подробно и эмоционально описан его миссионерский подвиг, а в начале сообщается несколько биографических сведений: «Сей блаженный был рожден и воспитан в Царьграде. Русский же и мерянский язык знал хорошо. Книги русские и греческие умел искусно толковать. С юных лет оставил мир и был черноризцем чудным. За многие же его добродетели поставлен в Ростов епископом. Прежде бывшие тут епископы Феодор и Иларион бежали, не стерпев враждебности к ним ростовцев».
Здесь интересно свидетельство, что Леонтий хорошо знал мерянский язык, ныне исчезнувший. В книге О.Б.Ткаченко «Мерянский язык» (Киев, 1985) утверждается даже, что он перевел на мерянский язык греческие богослужебные книги. Время и многочисленные пожары уничтожили их. Об одном из таких пожаров сообщается и в «Сказании о Леонтии Ростовском»: «По божью повелению загорелся город Ростов, и церковь сгорела святой Богородицы. И повелел благоверный и богохранимый князь Андрей сын Юрьев, внук Владимира, создать каменную церковь на месте погоревшей церкви. И начали копать рвы, и нашли множество мертвых, среди них блаженного Исайю». Произошло это событие в 1164 году. Тогда же был найден и гроб Леонтия: «И люди были поражены, когда, открыв гроб, увидели его лицо, как свет, и в ризы как будто вчера он был облачен». Узнав об этом чуде, Андрей Боголюбский прислал в Ростов каменную гробницу для Леонтия.
«Сказание о Леонтии Ростовском», в котором упоминаются русские и греческие книги, а также мерянская письменость, – еще одно свидетельство особой роли Ростова Великого в русской истории.