В земле Ростовской просиявшие

4. ИЗ ЖИТИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

 

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года. Первый его биограф Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Когда мальчику было 13 лет, он встретил старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Старец сказал родителям Варфоломоея, что «отрок ваш будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». В 1328 года семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж, родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь. После их смерти Варфоломей вместе с братом Стефаном основал пустынь посреди глухого Радонежского бора, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Перед Куликовской битвой Сергий благословил князя Дмитрия Донского, предрёк ему победу и отпустил в поход с ним двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Приблизившись к Дону, князь колебался, переходить ли ему реку или нет, и только после получения от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

После Куликовской битвы великий князь пригласил Сергия в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей, более 40 обителей было основано его учениками. Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нес ребенка к святому для исцеления.

Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417–1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. Церковь отмечает память Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей, и 7 (20) июля.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

В 1316 году послы хана Сабанчий и Казанчий «много зла сотвориша Ростову». Два года спустя «посол лют именем Кочка ограбил Ростов, и села и люди плени». За четыре года до этого в селе Варницы под Ростовом произошло событие, которое имело для Руси значение неоценимое. Архимандрит Георгий (Тертышников) в «Житии схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского» («Русь», № 4-92) писал:

«Здесь было поместье знатных и благородных ростовских бояр Кирилла и Марии. Тут они жили, предпочитая уединение среди сельской природы суете жизни княжеского двора. Впрочем, Кирилл состоял на службе у ростовских князей, был очень близок к ним и не раз сопровождал их в Золотую орду... 3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была великая радость и веселье: ему с Марией Бог дал сына... Благоговерный иерей по имени Михаил нарек имя младенцу Варфоломей... Но не в Ростовской земле суждено было Промыслом Божиим воссиять сему благодатному светильнику, а среди дремучих лесов Радонежских, чтобы светить оттуда и всей земле Русской. Когда Варфоломею было около 15 лет, родители его из Ростовского княжества переселились в Московское княжество, в Радонеж».

С учетом того, что было сказано выше о постоянных набегах татар на Ростовскую землю, «уединение среди сельской природы» представляется весьма сомнительным. Больше того, можно смело утверждать, что именно детство и отрочество преподобного Сергия, проведенные в «эпицентре» сопротивления татарскому игу, сделали его тем, кто благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву следующими словами: «Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь, и в здравие в свое отечество с великими похвалами возвратишься», – так в «Житии Сергия Радонежского», написанном около 1418 года, передал напутствие преподобного великому князю московскому Епифаний Премудрый.

В «Житии» нет сведений о том, что Сергий Радонежский навещал Ростовский край и после отъезда оттуда родителей, однако в местных преданиях такие сведения имеются. Так, им «ископан» Святой колодец под Петровском. Похожая история – в информации об источнике возле села Поречье: «Происхождение священного ключа связывают с именем Сергия Радонежского: когда он захотел ископать колодец, у него не было при себе никаких орудий, поэтому он обратил свой взор к виднеющемуся отсюда Ростовскому Авраамиеву монастырю и стал молиться преподобному Авраамию: тотчас появился топор, которым Сергий и исполнил предпринятое дело».

Ростов Великий:здесь возросло и окрепло великорусское племя  Ростов Великий:здесь возросло и окрепло великорусское племя

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 
Hosted by uCoz