16. ДРЕВНЕРУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-РОСТОВЦЫ
История не сохранила имена авторов древних ростовских преданий о языческих богах и волхвах-проповедниках, имена первых ростовских летописцев и первых писателей, создавших жития Леонтия, Авраамия и Иакова, проникнутых высокой поэзией и гражданственностью. Но сам факт существования этих произведений говорит об уникальности истории Ростовского края, о древнейших корнях его культуры.
Мы уже говорили о возможной причастности Марьи Черниговской к судьбе «Слова о полку Игореве», которое могло заинтересовать ее и как читательницу, и как летописца. Но есть еще одно произведение древней русской литературы, к которому могла быть причастна Марья Черниговская. Его называли маленькой «Илиадой», воспевающим Отечество солнечным гимном, единственным на протяжении столетий памятником литературы, в центре которого не отдельная личность, а целое государство. Это – «Слово о погибели Русской земли», начинающееся так:
«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»
Исследователи считают, что это произведение было создано между 1238 годом, когда началось татарское нашествие, и 1246 годом, когда умер упомянутый в нем великий князь владимирский Ярослав Всеволодович; вероятное место написания – княжеский Владимир. Но так ли это? Как мы уже говорили выше, после Ситской битвы общерусское летописание перешло к Ростову. Не была ли автором этого светлого, поэтического произведения, в котором звучит нежная любовь к родине, Марья Черниговская? Знатоки древнерусской литературы отмечают, что его отдельные образы и стилистические приемы близки «Слову о полку Игореве». Некоторые даже высказывали предположение, что это – одна из глав полного списка «Слова о полку Игореве». В данном случае нам важно другое: не здесь ли, в Ростове Великом, с его глубинными корнями истории и культуры, встретились эти гениальные произведения древнерусской литературы о нашем героическом и трагическом прошлом?
Как уже отмечалось, в исторической науке существует предположение, что прототипом былинного богатыря Алеши Поповича стало реальное историческое лицо – ростовский воин Александр Попович. После смерти князя-книжника Константина, много сделавшего для укрепления Ростовского княжества, Александр Попович ушел со своей дружиной из Ростова в Киев и погиб в 1223 году в битве с татарами на реке Калке.
«Повесть о битве на реке Калке» – так называется произведение древнерусской литературы, вошедшее в состав Тверской летописи. Его открывает рассказ об Александре Поповиче, созданный, по мнению академика Д.С.Лихачева, на основе ростовских народных преданий о богатыре Алеше Поповиче.
По заданию московского князя Ивана Калиты ростовский епископ Прохор в 1327 году написал «Житие митрополита Петра», о котором историк В.О.Ключевский сказал:
«Цель жития – наглядно, на отдельном существовании, показать, что все, что требует от нас заповедь, не только исполнимо, но не раз и исполнялось, стало быть, обязательно для совести».
Кроме того, это житие служило политической цели – усилению роли Москвы для объединения вокруг нее всех русских земель.
Вдохновителем Куликовской битвы по праву называют Сергия Радонежского – уроженца села Варницы под Ростовом, создателя знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. Его житие написал Епифаний Премудрый, имя которого мы уже упоминали выше. Напомним еще раз, что он учился в Ростовском Григорьевском затворе, обладавшем богатейшей по тем временам библиотекой. В книге «Описание Ростова Великого» А.А.Титов писал:
«О начале и последующем существовании Григорьевского монастыря почти ничего не известно; знаем только, что он существовал задолго до XIV века и славился ученостью своих монахов и библиотекой; здесь изучали богословие, греческий и латинский языки; здесь при богослужении на клиросах пели по-гречески и по-русски».
Выпускником Григорьевского затвора был известный церковный просветитель, создатель зырянской письменности Стефан Пермский, житие которого тоже было написано Епифанием Премудрым – одним из первых русских профессиональных писателей, со своим оригинальным стилем «плетения словес».
Известно, что около 1370 года Епифаний Премудрый совершил паломничество в Святую землю. После 1380 года был иноком Троице-Сергиева монастыря, позднее, вероятно, переселился в Москву. Кроме «Слова о житии и учении Стефана Пермского» и «Похвального слова и жития Сергия Радонежского» его перу принадлежит «Послание иеромонаха Епифания к некоему другу своему Кириллу», где дана высокая оценка деятельности художника Феофана Грека, которого хорошо знал Епифаний. По мнению А.В.Соловьева, Епифаний Премудрый был автором «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Руського». Как отмечали исследователи древнерусской литературы, произведения Епифания Премудрого содержат в себе множество ценных исторических и этнографических сведений о его времени. Что касается разработанного им стиля «плетения словес», то он значительно обогатил древнерусский литературный язык, сделал его более ярким и выразительным.
После Куликовской битвы пройдет еще сто лет, прежде чем зависимость Руси от Орды будет ликвидирована окончательно. Читаем в летописи:
«В лето 1480 безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляясь пленить все православие и самого великого князя взять, как при Батые было». Русские и татарские войска встретились на реке Угре – левом притоке Оки. Великий князь Иван III «слышал злых человек-сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей христианских, угодников басурманских, которые советовали государю на зло христианское: «Пойди прочь, не можешь с ним стать на бой». Сам дьявол их устами глаголил».
И в этот критический момент Ивану III пришло послание Вассиана Рыло, архиепископа Ростовского:
«Дошло до слуха нашего, что прежние твои злые советники не перестают шептать в ухо твое лживые слова и советуют тебе не противиться супостатам. Молюся твоей державе, не слушай такого их совета. Что советуют те льстецы, мнящие, что они христиане? Повергнуть щиты свои и не сопротивляться окаянным сыроядцам? Продав свое отечество, как бегунам скитаться по иным странам?..»
Гневные слова архиепископа возымели действие, русские войска не дрогнули, «а на царя Ахмата нашел страх от бога, и побежал он, никем не гонимый, от Угры».
Одновременно с посланием великому князю Вассиан написал воззвание к русским воинам, в котором говорилось:
«О храбрые, мужественные сыновья русские, боритесь за то, чтобы сохранить свое отечество, Русскую землю, от поганых. Не пощадите своих голов, да не узрят очи ваши пленения и ограбления святых церквей и домов ваших, и убиения чад ваших и поругания жен и дочерей ваших».
Родина мужественного архиепископа Вассиана – деревня Рылово Савинской волости на реке Луге:
«По Хлебниковскому летописцу, в XV веке на этом месте стояла хижина Ратая-Степы, сын которого Василий поступил в монашество под начало св. Пафнутия Боровского и впоследствии был архиепископом ростовским, под именем Вассиана; он на месте своей родины построил киновию, где живал продолжительные сроки».
О Вассиане известно, что он был иноком Пафнутиево-Боровского монастыря, игуменом Троице-Сергиева монастыря, архимандритом Новоспасского монастыря, архиепископом Ростовским стал в 1486 году. Он был одним из ближайших советников Ивана III, в 1479 году крестил его сына – будущего великого князя Василия III.
Помимо высокой гражданственности, Вассиан Рыло обладал литературным талантом и тонким художественным вкусом. Именно он заказал «лучшим и искуснейшим в Русской земле живописцам» Дионисию и его товарищам роспись икон для только что выстроенного собора Успения в Москве, о чем сохранилась запись в летописи: «В лето 1481 владыка ростовский Вассиан дал сто рублей мастерам-иконникам Дионисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне писать деисус в новую церковь святой Богородицы, и написали чудно вельми и с праздниками и с пророками».
В «Послании на Угру» Вассиан Рыло не только призывал Ивана III решительно покончить с зависимостью от Орды, но и нарисовал образ идеального государя.
Так после Сергия Радонежского, вдохновившего Дмитрия Донского и весь русский народ на Куликовскую битву, другой ростовец Вассиан Рыло внес свой вклад в окончательную победу над поработителями.
Щедра Ростовская земля на таланты: для одних она была родиной, других притягивала к себе своими святынями и книжными сокровищами. Кроме «Жития Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый написал «Повесть о Стефане, епископе Пермском», вместе с которым учился в Григорьевском затворе. О Стефане тоже осталось свидетельство – в информации о деревне Гусарниково Перовской волости на реке Печегде:
«В XIV в. Гусарниково было поместьем ростовского князя Андрея Андреевича Голенина-Смолы, который построил тут новый дом. Эту постройку приезжал осматривать тогдашний ростовский владыка Парфений (по другим летописям Пафнутий), а вместе с ним только что рукоположенный им диакон Стефан, бывший впоследствии просветителем земли Пермской и причисленный к лику святых».
В XV столетии на Ростовской земле возникла «Повесть о Петре, царевиче Ордынском». Явно написанная ростовцем, повесть рассказывает о татарском царевиче, который, тайно покинув Орду, пришел в Ростов, где принял христианство. В книге «Описание Ростова Великого» вот что писал о царевиче Петре А.А.Титов, коротко пересказывая его житие:
«Родом – татарский царевич, отца и матери у него не было, а жил он у дяди, хана Беркая. Царевич тайно от него ушел в Ростов, где и крестился под именем Петра. Однажды он находился близ города и заснул; во сне, а потом и наяву, ему явились апостолы Петр и Павел и велели на том месте, где он спал, построить во имя их церковь, и, дав ему два мешка, один с золотом, а другой с серебром, стали невидимы. Петр тотчас же возвратился в Ростов и рассказал о случившемся епископу Игнатию. Потом на данные апостолами деньги он купил у ростовского князя Бориса то место, где явились апостолы, и построил тут церковь и при ней монастырь Петровский. Вскоре после этого царевич Петр женился, но, овдовев, постригся в монашество, в 1253 г. скончался в основанном им монастыре».
В конце XVI века неизвестным автором, как считают многие исследователи, – жителем Ростова, написана сатирическая «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», рассказывающая о тяжбе из-за Ростовского озера между боярским сыном, «вором и разбойником» Ершом, и «божьми сиротами» – крестьянами Лещом и Голавлем.
Исследователи древнерусской литературы отмечали, что повесть, написанная в форме судебного разбирательства, родственна народному эпосу о животных. Точность социальных характеристик действующих лиц умело сочетается с «рыбьими» признаками героев повести, что усиливает комический эффект. Явно под влиянием этой повести написаны некоторые сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
На одном из списков повести указана дата – 1597 год. Четыре редакции повести представлены более чем 30 рукописями XVII–XIX вв., во второй половине XVIII в. на сюжет повести был создан лубок, что говорит о ее широкой популярности.
Высказывалось предположение, что написанная в XVII веке другая известная сатирическая повесть «Шемякин суд» тоже создана на Ростовской земле и представляет собой историческое воспоминание о князе Дмитрии Юрьевиче Шемяке, по преданию, бывшего одно время наместником в Ростове. В информации о селении Судино Шулецкой волости А.А.Титов в частности писал, что здесь «творил здесь неправедный суд проживавший в Ростовской области Шемяка, отчего село и получило свое название».
А.Н.Афанасьев видел в повести обработку народной сказки, добавим к этому – созданной на Ростовской земле. Упоминание имени Шемяки в другой ростовской сказке – «О семи семионах – родных братьях» – убедительно подтверждает это предположение.
По мотивам повести «Шемякин суд» были созданы две поэтические версии (XVIII и XIX веков), лубок XVIII века, повесть Ф.Задубского ( 1780 г.), стихотворное переложение К.Льдова ( 1890 г.), комедии Н.Попова (1900 г.) и А.Глаголина ( 1936 г.).
Уроженец села Протасьево под Ростовом Авраамий Палицын (в миру – Аверкий Иванович) – автор «Сказания о Смутном времени», которым и сейчас пользуются историки.
Авраамий Палицын происходил из старинного рода ростовских дворян. Как говорит предание, его предок, служивший Дмитрию Донскому, был прозван Палицею якобы за то, что сражался железной палицей весом в полтора пуда. Служил воеводой в городе Коле (ныне – районный центр под Мурманском). Высказывалось предположение, что он участвовал в заговоре Шуйских, за что в 1588 году был пострижен в монахи и сослан в Соловецкий монастырь. При Борисе Годунове ему было возвращено конфискованное во время опалы имущество, он был переведен в Троице-Сергиев монастырь. Во время польско-литовской интервенции вместе с архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием Зобниновским написал послание к князю Дмитрию Пожарскому, побуждая его возглавить борьбу за освобождение Москвы. Во время 16-месячной осады Троице-Сергиева монастыря был одним из вдохновителей его обороны, вместе с архимандритом Дионисием рассылал по городам грамоты, призывая ратных и прочих русских людей к общему походу против захватчиков. Активно участвовал в выдвижении на царство Михаила Романова, однако после возвращения из польского плена митрополита Филарета опять попал в опалу и вновь был сослан в Соловецкий монастырь, где и умер в 1627 году.
«По Хлебниковскому летописцу, – писал о селе Протасьеве А.А.Титов, – тут была вотчина княгини Ксении, супруги князя Романа Андреевича Приимкова; сын княжны Ксении, кн. Владимир Иванович Приимков, передал вотчину в род Палицыных, из них вышел знаменитый келарь Троицкой лавры Авраамий Палицын».
«Литературный подвиг Мусиных-Пушкиных» – так называется очерк Ю.Бегунова в журнале «Русь» (№ 2-99), в котором была высказана версия о том, что на ростовской земле во второй половине XVII века супругами Алексеем Богдановичем и Ириной Алексеевной Мусин-Пушкиными была написана «Книга о великих князьях русских, отколе произыде корень их». Эта рукописная книга в 500 страниц была собрана ими из древних ростовских преданий и затем погибла. Переписанная А.Я.Артыновым, она вошла в историю под названием «Мусин-Пушкинский сборник». Ю.Бегунов называет Мусиных-Пушкиных «выдающимися писателями России XVII века».
В 1702 году ростовским митрополитом был назначен Дмитрий Ростовский (Даниил Туптало). Родился в 1615 г. около Киева и в 18 лет постригся в монашество. В Ростове, по словам А.А.Титова, «ревностно боролся с раскольниками», основал духовное училище, его перу принадлежат такие произведения, как многотомные Четьи-Минеи (жития святых), «Розыск о Брынской вере», «Летописец о Ростовских иерархах», «Летопись о славянском народе» и др., писал и ставил в Ростове духовные драмы.
В ростовских топонимах нет упоминания Дмитрия Ростовского, но его имя было увековечено в другом месте: в 1761 году, в честь Дмитрия Ростовского, Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую крепость. Со временем крепость превратилась в город Ростов-на-Дону, который, по сути дела, наследовал не только имя, но и славу Ростова Великого.
В Собрании российских древностей А.И.Мусина-Пушкина, в котором хранилось «Слово о полку Игореве», были и сочинения Дмитрия Ростовского. Любопытная деталь: когда археограф К.Ф.Калайдович, который провел настоящее следствие, чтобы выяснить обстоятельства находки «Слова о полку Игореве», спросил у типографщика Семена Селивановского, принимавшего участие в издании «Слова», каким почерком была написана рукопись, тот, не раздумывая, ответил, что почерк был не очень древний и похож на почерк Дмитрия Ростовского, с рукописями которого типографщику приходилось иметь дело.
Скончался Дмитрий Ростовский в 1709 году, похоронен в Спасо-Яковлевском монастыре. По завещанию митрополита, в гроб были положены его «черновые бумаги», т.е. черновики. Можно предположить, что у странного предсмертного наказа митрополита было очень простое объяснение: его творчество выходило за рамки церковных догм, не всеми своими мыслями он мог поделиться с современниками, потому и взял самые сокровенные записи с собой в могилу.
Уже в наше время Московский камерный театр осуществил постановку спектакля «Ростовское действо», созданного по «Комедии на Рождество» Дмитрия Ростовского. Он был автором текста и музыки, в свое время комедия вызвала огромное количество подражаний, была проникнута верой в мир, добро и справедливость. Имела большой успех и современная постановка: заложенные в комедии идеи не устарели, творчество Дмитрия Ростовского продолжает служить людям.
По сути дела, здесь, в Ростове, митрополит Дмитрий начал работу, которую в Ярославле продолжил Федор Волков и завершил созданием первого русского театра. Таким образом, Дмитрия Ростовского можно назвать одним из первых отечественных драматургов, а Ростов может по праву разделить с Ярославлем честь называться родиной русского театра.
Еще одна уникальная фигура ростовской истории – Арсений Мацеевич. Родился в Польше в 1697 году, в семье польской шляхты. Постригся в монашество в Киеве, был законоучителем в Петербургской академии. В 1733 году совершил объезд северных епархий, вступил в полемику с сосланными в Соловецкий монастырь раскольниками, в результате чего появилось его литературное произведение «Увещевание к раскольнику», написанное страстным, живым языком. В 1742 году назначен ростовским митрополитом, проявил себя ярым защитником старых допетровских порядков, за устранение светских лиц из Синода и восстановление патриаршества.
В то время вышло распоряжение правительства об учреждении монастырских штатов, резко ограничивающее духовенство в управлении церковным имуществом. Арсений написал по этому поводу знаменитое «Доношение» в Синод, за что в 1763 году был лишен архиерейского сана и сослан на Белое море, в Анзерский скит. По доносу, за произнесение дерзких слов против Екатерины Второй, был лишен и монашеского чина. Заключенный в Ревельскую крепость под именем Андрея Враля, он скончался от голода. На стене каземата незадолго до смерти написал: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси».
Можно сказать, что Ростовскому краю «везло» на деятелей церкви – в своем большинстве это были люди незаурядные, талантливые, деятельные, оставившие яркий след не только в истории Ростовского края, но и в истории всей России.
Спасо-Яковлевский монастырь, где был похоронен митрополит Дмитрий Ростовский, образовался в результате слияния Княгинина монастыря, основанного Марьей Черниговской, и Яковлевского, заложенного в конце XIV века при ростовском епископе Иакове. Рядом с Зачатьевском храмом, возле которого был погребен Дмитрий Ростовский, стоит Дмитриевский собор. Сюда просвещенный граф Шереметев – муж знаменитой параши Жемчуговой – намеревался перенести обретенные мощи Дмитрия Ростовского, но этому неожиданно воспротивились монахи.
А неподалеку возвышается церковь Спаса на Песках бывшего Княгинина монастыря. Где-то здесь, в темной келье, одетая в черное монашеское одеяние, создавала летописные рассказы-некрологи по убитым татарами русским князьям Марья Черниговская. Возможно, здесь перелистывала она страницы «Слова о полку Игореве», сочувственно скорбела над плачем Ярославны и скупо улыбалась, читая о возвращении князя Игоря из плена, переживая радость его молодой жены. Сама княгиня Марья не дождалась этого счастья, так хоть чужой радостью на мгновения согреть озябшую одинокую душу.
А может, здесь же под ее пером родилось и «Слово о погибели Русской земли» с его страстным поэтическим запевом: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!..»?
По большому счету, Ростовский край можно назвать родиной великорусской литературы, начало которой было положено преданиями, житиями, летописями, первыми авторскими произведениями, составляющими золотой фонд древнерусской культуры.