Русь родилась в Ростове Великом

     

1. СЛОВО О «РУСИ»

В 1901 году в Ярославле открылся первый краеведческий съезд, посвященный изучению истории и древностей Ростово-Суздальской Руси. Инициатива созыва съезда деятелей историко-археологических учреждений центра России принадлежала членам Ярославской губернской ученой архивной комиссии. Позднее подобные краеведческие съезды состоялись и в других древних русских городах. Целью этих съездов было объединение научных работников, занимающихся изучением истории Ростово-Суздальского княжества, ставшего колыбелью великорусской нации и ее культуры. А спустя ровно 90 лет, в 1991 году, в Ярославле вышел в свет первый номер литературно-исторического журнала «Русь», учредителями которого выступили писательские организации Владимирской, Костромской, Ивановской и Ярославской областей, входящих в древности в пределы Ростово-Суздальского княжества. Однако необходимость создания такого журнала созрела еще задолго до появления «Руси».

Так, в начале шестидесятых годов прошлого века в Ярославском книжном издательстве вышло 6 номеров альманаха «Стрелка», который предполагалось сделать журналом. Однако по требованию Госкомиздата альманах был закрыт – как не соответствующий статусу и профилю областного издательства.

С 1963 года, когда в Ярославле было создано региональное Верхне-Волжское книжное издательство, начал выходить ежегодный альманах писательских организаций Владимира, Иванова, Костромы и Ярославля. Чтобы и с этим альманахом не случилась такая же история, как со «Стрелкой», каждый год ему давали другое название. Однако мысли о создании собственного журнал не покидали местных писателей.

«Ярославским писателям нужен свой журнал, где бы они могли сразу, а не спустя годы печатать новые произведения. В этом журнале нашли бы место произведения современных ярославских авторов, получили бы голоса те, кто уже ушел из жизни, была бы предоставлена трибуна нашим краеведам и историкам. Уверен, что журнал получился бы интересным, нужным нашим читателям. Как тут не вспомнить журнал «Уединенный пошехонец»! В восемнадцатом столетии ярославские авторы имели свой журнал, а в конце двадцатого о нем приходится только мечтать».

Это интервью Б.Сударушкина была опубликовано в газете «Юность» в мае 1989 года. О необходимости создания журнала говорилось почти на каждом собрании ярославских писателей. В декабре 1989 года ответственный секретарь Ярославской писательской организации Ю.С.Бородкин направил письмо в идеологический отдел Ярославского обкома КПСС: «Ярославская писательская организация обращается в обком КПСС с просьбой поддержать ее ходатайство об издании в Ярославле литературно-художественного журнала, объединяющего широкий творческий актив писателей Верхней Волги… Писатели Костромы, Иванова, Владимира поддерживают данное предложение».

Хлопоты закончились тем, что 20 сентября 1990 года в Ярославле состоялся учредительный съезд писателей Верхней Волги. Предлагались разные названия нового журнала, но остановились на названии «Русь», предложенном Ю.С.Бородкиным – оно наиболее точно отвечало географии и направленности нового печатного органа.

Местом прописки «Руси» стал Ростов – город, который на протяжении нескольких столетий был одним из центров русской истории, культуры, духовности. Первоначально редакция находилась на Спартаковской улице, дом 142 – в здании бывшей богадельни, построенной на средства ростовского купца Дмитрия Васильевича Плешанова (1800–1865). Им были пожертвованы крупные суммы в пользу детских приютов, сиротского дома, на реставрацию Ростовского кремля.

Знаменательно, что вскоре редакция журнала разместилась в церкви Григория Богослова на территории Ростовского кремля – там, где когда-то находился знаменитый Григорьевский затвор, из стен которого вышли писатель Епифаний Премудрый и просветитель Стефан Пермский.

«В России центр – на периферии», – эти слова историка В.Ключевского могли бы стать своеобразным девизом журнала, прописанного не в столице и даже не в областном центре, а в небольшом районном городе с древней историей, в самой глубинке России.

«От души желаю успеха Вашему журналу. Название журнала и место его издания ко многому обязывает. Если ограничиться только религиозным и историческим направлением – то нужно иметь широкий исторический огляд и понимание, что трудно после стольких лет лжи, в которой нас держали... А не включить ли Вам в темы современные болезни и нужды? Это ведь – тоже Русь», – писал из США А.И.Солженицын, которому редакция отправила несколько номеров журнала.

«Такому журналу надо помогать... Я убедился, что журнал несет в себе высокий нравственный заряд, направлен на духовное возрождение россиян, что очень важно в наше неспокойное время, когда остро необходимо умиротворение в обществе», – сказал, ознакомившись с содержанием «Руси», Патриарх Всея Руси Алексий Второй, когда посещал Ростов Великий.

«Журнал сразу обрел всероссийское лицо и значение, объединив вокруг себя широкую русскую элиту – писателей, историков, краеведов, журналистов, учителей, научных работников и просто умную читающую публику. Журнал стал заметным, в некотором роде – уникальным явлением в культурной и общественно-литературной жизни России», – такую высокую оценку получила «Русь» при обсуждении в Союзе писателей России.

По достоинству оценили журнал, признали своим многие талантливые авторы, сотрудники библиотек и рядовые читатели, интересующиеся историей государства и православия, краеведением и современным литературным процессом. В обращении к читателям редакция писала:

«Русь» – журнал для всех, кто испытывает гордость за великое прошлое России и боль за трагические изломы ее судьбы, кто способен оценить и серьезное исследование, и неожиданную версию, и занимательный сюжет. В условиях, когда общество до крайности политизировано, что таит в себе опасность трагического раскола, журнал решительно отказался от партийных и групповых пристрастий и обратился к тем нравственным и духовным ценностям, на которых веками строилась и держалась государственность России. «Русь» – журнал семейный. Его с полным основанием можно назвать прямым наследником первого русского провинциального журнала «Уединенный пошехонец», выходящего в Ярославле в 1786–1787 гг., и газеты «Русь», издаваемой И.С.Аксаковым в 1880–1886 гг., продолжателем лучших традиций популярной дореволюционной «Нивы». На переломном этапе истории трудно, практически невозможно не касаться политических вопросов. Печально наблюдать, как различные политические силы, размахивая идеологическими топорами, рубят единое древо отечественной истории. У журнала «Русь» своя, давно заявленная позиция: надо помнить, какое знамя развивалось над Бородинским полем, и не забывать, какое было водружено над рейхстагом. Невозможно полностью уйти от всех сложностей и трудностей нашего времени, и журнал не делает такой попытки. А вот подходить к ним взвешенно и осторожно, искать в прошлом параллели, предостерегающие от повторения трагических ошибок, – вполне возможно».

Этой линии «Русь» старалась придерживаться с самого начала своего существования.

В числе предшественников «Руси, помимо «Уединенного пошехонца», следует назвать «Ярославский литературный сборник», первый выпуск которого вышел в 1849 году. «Сборник – истинно ярославский... Все статьи принадлежат особам, живущим в городе Ярославле или Ярославской губернии; местом печатания его была Ярославская типография; даже бумага куплена с фабрики князя Гагарина, находящейся в Ярославском уезде», – так издатели сборника предварили его первый выпуск.

На выход «Ярославского литературного сборника» откликнулся журнал «Современник», опубликовавший рецензию, в которой анонимный автор предостерегал от иронического отношения к выходу провинциального издания и отмечал достоинства сборника. Есть предположение, что автором рецензии был Н.А.Некрасов, по-землячески решивший поддержать ярославских литераторов.

Помимо поэзии и прозы в сборнике были широко представлены краеведческие, в том числе и архивные материалы – письма Екатерины Второй к ярославскому наместнику А.П.Мельгунову. « Путешествие в 1721 и 1722 годах по святым местам Палестинским» – название рукописи начала XVIII века, автором которой был посадский человек М.Г.Нечаев. «Отрывок из путешествия ярославца в Киев» – очерк собирателя старины Е.В.Трехлетова. Два материала были написаны купцом-краеведом С.А.Серебрениковым. В очерке «Исторические исследования о начале и основании города Ярославля» излагалась легенда об основании города, сопоставлялись взгляды историков. Второй очерк – «О разорении города Углича поляками, казаками и черкасами 1608–1618 гг.» – также был посвящен ярославской истории.

Проза в сборнике была представлена повестью Юлии Жадовской «Не принятая жертва», посвященной положению женщины в обществе. Жадовскую называют в числе инициаторов и организаторов издания сборника. Именно она в начале 1849 года отвезла рукопись «Ярославского литературного сборника» в Петербург и передала в цензуру. Позднее в одном из писем она вспоминала: «Статьи остались в Петербурге и по отъезде моем оттуда их прислали уже сюда, в Ярославль, иные с дозволением, а другие с запрещением печатать».

В этом же сборнике были опубликованы ее стихи, стихи других ярославцев, причем некоторые из них напечатаны под псевдонимами. Возможно, это говорит о том, что занятие литературой в Ярославской губернии, несмотря на выход здесь первого провинциального литературного сборника, не было еще престижным. Впрочем, причины могли быть и другие. Главное, что Ярославль, как и в случае с «Уединенным пошехонцем», оказался первооткрывателем провинциальных издательских традиций.

Продолжением этих традиций стало издание «Руси». О содержании и направленности журнала красноречиво говорят названия постоянных разделов и рубрик: «История Отечества», «Былое и вечное», «Литературная нива», «Краеведческий изборник», «Сокровища древней книгохранительницы», «Замечательные земляки», «Антология исторических загадок», «Русская школа», «Культура и провинция», «Библиотека исторических приключений».

Историческая направленность журнала приобретает особо важное значение сейчас, когда серьезную литературу такого рода в местных и центральных издательствах потеснила, а кое-где и вовсе вытеснила коммерческая макулатура, рассчитанная на сенсацию и дешевую потребу дня. Другую задачу поставила перед собой редакция журнала «Русь» – на примере и опыте прошлого осмыслить настоящее и заглянуть в будущее России.

Вот перечень заголовков наиболее крупных публикаций раздела «История Отечества»: «Отречение Романовых», «Дело Бориса Савинкова», «Темное дело» большевика Малиновского», главы из книги А.Керенского «Катастрофа», «Кто же вы, адмирал Колчак», «Так кто же стрелял в Ленина?», «Была ли русская революция?», «Масоны в России», «Золото церкви, или Правда о Шуйском расстреле» и др. Порой публикация исторических материалов вызывала неожиданную читательскую реакцию. Так, после появления в журнале очерка о сыне Екатерины Второй и Григория Орлова редакция получила письмо от его потомка Николая Николаевича Бобринского, который потом неоднократно публиковался в «Руси», здесь же были напечатаны стихи его жены – графини Веры Сергеевны Бобринской.

Внимание к духовному и вечному – еще одна характерная черта журнала, не случайно среди его постоянных авторов были священнослужители – архимандрит Георгий (Тертышников) и архимандрит Макарий (Веретенников) – ректор Духовной Академии Русской Православной Церкви. Серафим Саровский, Родион Путятин, Лев Толстой, Николай Бердяев, Игнатий Брянчанинов, Патриарх Алексий Второй – вот неполный перечень авторов и героев рубрики «Религиозные чтения».

Особое место в журнале занимает раздел «Краеведческий изборник». В редакционной статье, открывшей первый номер «Руси», говорилось: «История нашего края столь богата удивительными, зачастую загадочными событиями, незаурядными личностями и бесценными сокровищами культуры, что раздел «Краеведческий изборник» наверняка заинтересует самый широкий круг читателей, но, естественно, при одном условии – что нам помогут все, кто с любовью и гордостью относится к прошлому своего Отечества: писатели, историки, краеведы, работники музеев и архивов».

Сегодня можно с уверенностью сказать, что призыв редакции был услышан: краеведческий раздел журнала стал одним из наиболее интересных и содержательных разделов «Руси». В немалой степени этому способствовало то, что журнал постоянно обращался к творчеству краеведов прошлого. В этом списке ярославские краеведы С.Серебреников, В.Лествицын, Л.Н.Трефолев, П.Критский, И.С.Аксаков и др. Из наиболее крупных публикаций следует назвать почти полное переиздание книги П.Критского «Наш край. Опыт родиноведения», неизданной рукописи А.А.Золотарева и Н.П.Анциферова «Ярославль», посвященной начальной истории Ярославля работы В.Лествицына «О волжском городе Руси», очерка С.Серебреникова о «ярославском стоянии» ополчения Дмитрия Пожарского и др.

Кроме того, в каждом номере журнала публиковались работы тех, кто продолжил краеведческую деятельность в наши дни: Ю.Нестеров – об истории создания Рыбинского водохранилища, А.Грешневиков – об истории Борисоглеба, В.Рымашевский – о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, Д.Озерова – о ярославском краеведе С.Серебреникове, Е.Ветлов – о ярославском ополчении Якова Дедюлина, Ю.Беляков – о Параше Жемчуговой и связи А.С.Пушкина с Ярославским краем, В.Гречухин – о столице Русской Атлантиды Мологе, А.Кравец – о Руси Переславской и истории потешной флотилии, А.Хаиров – о вкладе ярославцев в строительство русского флота и др.

Постоянной рубрикой журнала стала «Летопись Золотого кольца», которую формировала сотрудница краеведческого отдела Ярославской областной библиотеки Маргарита Владиславовна Бекке.

В первом номере «Руси» в очерке С.Смирнова «Иван Аксаков и ярославские «старинари» так рассказывалось о встрече И.С.Аксакова с ростовским краеведом П.В.Хлебниковым:

«В Ростове Аксаков останавливался обычно у Петра Васильевича Хлебникова, – как писал он, «одного из вотчинников, хотя очень умного и образованного человека». Хлебников человек был состоятельный, одно время был ростовским городским головой. Напечатал несколько статей по истории в «Губернских ведомостях», собирал иконы, монеты, медали, и, как большинство ростовских купцов, книги и рукописи. Хлебников известен как инициатор восстановления Ростовского кремля. В 1850 году Аксаков вместе с братом Константином был в Ростове, писал по этому поводу: «Осматривали нынче древности Ростова, находящиеся в жалком виде разрушения. Но как хороши они!» Хлебникову удалось, встречая великих князей, обратить их внимание на бедственное положение кремля, и это дало толчок к началу восстановительных работ».

В этом же очерке рассказывалось о знакомстве Аксакова с другим известным ростовским краеведом А.Я.Артыновым. В своих «Воспоминаниях» Артынов позднее вспоминал: «Удостоили меня своим посещением посланные от правительства собирать статистические сведения гр. Сиверс, Чапцкий, Иван Сергеевич Аксаков. Я им, чем мог, тем и служил. Аксаков, увидев написанную мною историю села Угодичи, тотчас же взял, исправил и отослал для напечатания редактору «Ярославских губернских ведомостей» Федору Яковлевичу Никольскому».

Таким образом, к творческой судьбе талантливого краеведа из крестьян, помимо А.А.Титова, был непосредственно причастен и И.С.Аксаков. Ф.Я.Никольский (1816–1880) – автор первого «Путеводителя по Ярославской губернии», вышедшего в 1859 году. В то время, когда он был редактором неофициальной части «Ярославских губернских новостей», здесь появляется работы авторов из простого сословия, которые располагали редкими документами или уникальными сведениями по истории Ярославского края.

Интересное объявление было напечатано в газете «Ярославские губернские ведомости» сразу после публикации работы А.Я.Артынова: «Редакция обращается ко всем грамотным крестьянам с покорнейшею просьбою сообщать ей все труды подобного рода, нимало не стесняясь своей малообразованности. Всякое замечательное сведение о месте их родины и вообще о предметах, доступных простому наблюдению, принято будет с благодарностью. От описания сел и деревень самими крестьянами можно ожидать весьма важных последствий для истории, статистики и этнографии России».

Получается, что в те далекие годы средства массовой информации понимали важность краеведения гораздо лучше, чем в наше время.

В 1992–1993 гг. в журнале было напечатано несколько материалов о Сергии Радонежском и Дмитрии Ростовском. В 1994 году был опубликован очерк искусствоведа Ростовского архитектурно-художественного музея М.Федоровой и главного художника фабрики «Ростовская финифть» С.Гусевой «Красота, рожденная в огне» – о прошлом и настоящем ростовской финифти. В 1995–1996 гг. в двух номерах «Руси» публиковался очерк В.Кима о Ростовском кремле. В том же 1996 году были опубликованы очерки Л.Мельник «Обитель святого Авраамия» – об истории Авраамиевского монастыря, Р.Коновалова «Герой Ситской битвы» – о жизни и гибели князя Василько, К.Случевского «Здесь родилось и окрепло великорусское племя...» – о посещении Ростова великими князьями, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Макария (Веретенникова) – «Ростовский архиепископ Никандр».

В 1997 году вышел номер «Руси», раздел «Краеведческий изборник» которого был целиком посвящен 1135-летию Ростова. Среди этих материалов – очерки Б.Сударушкина «Город сокровищ», И.Грачевой «Митрополит-зодчий Иона Сысоевич», О.Гонозова «Монастырские были и небыли», А.Виденеевой «...В раскол бы паки не обратился», Г.Залетаева «Записка о Ростовской ярмарке».

В 1998 году журнал «Русь» с некоторыми сокращениями переиздал вышедшую в 1907 году книгу П.Критского «Наш край. Опыт родиноведения» и опубликовал главы из книги М.Сударушкина «Расследуя старинные преданья...» – об использовании ростовских преданий и топонимов на уроках краеведения. В 1999 году были напечатаны очерки С.Образцова «Городок на Саре» – о Сарском городище, и Ю.Бегунова «Литературный подвиг Мусиных-Пушкиных», в котором подробно рассказывалась история так называемого Мусин-Пушкинского сборника. «Нет, не погибнет Русская земля, не пропадет она, как бы ей ни было лихо, если жива на родной земле хоть одна сказка или сказочная повесть, подобная Мусин-Пушкинским! – писал автор очерка. – Литературный подвиг Мусиных-Пушкиных, замечательных писателей и собирателей русского фольклора, никогда не будет забыт, потому что историческая память вечна, как вечен народ, ее породивший!» Добавим от себя, что забвение не грозит и другим исследователям истории родного края, пока у них есть продолжатели.

Конечно, здесь упомянуты не все краеведческие материалы, напечатанные на страницах «Руси». Но и перечисленного достаточно для того, чтобы понять главное: в журнале представлен уникальный краеведческий материал, который освещает практически всю древнюю историю нашего края, начиная от первых летописных свидетельств. Поэтому мы убедительно советуем всем, кто занимается краеведением, обязательно обратиться к публикациям в «Руси».

Следует сказать и о другом направлении деятельности «Руси» – о переиздании исторических повестей и романов в книжном приложении «Библиотека исторических приключений». Этой деятельностью журнал начал заниматься еще в то время, когда все мы испытывали книжный голод – книги такого рода, в хорошем оформлении и большими тиражами, стали издаваться позднее. Большая роль в формировании «Библиотеки исторических приключений» принадлежит Галине Павловне Федюк – заведующей отделом редкой книги Ярославской областной библиотеки им. Н.А.Некрасова. Вот краткий перечень этих изданий:

Д.Мордовцев. «Авантюристы». Историческое повествование, написанное на основе подлинных событий времен Екатерины Второй и ее фаворитов. Автор повести – один из самых плодовитых романистов своего времени, но в наши дни его относят к полузабытым писателям.

К.Масальский. «Герцог, вы арестованы!» (Авторское название «Регентство Бирона»). Если бы эта историческая повесть появилась на свет позднее, чем были опубликованы историко-приключенческие романы Александра Дюма, то ее автора, несомненно, обвинили бы в подражании.

Н.Энгельгардт. «Окровавленный трон». Исторический роман о последних днях правления Павла Первого, о заговоре против него и о трагических обстоятельствах вступления на престол Александра Первого.

Ф.Зарин-Несвицкий. «Борьба у престола». Один из лучших исторических романов писателя, где в занимательной форме повествуется о попытке демократизации русского общества после смерти Петра II и о начале «бироновщины», которой обернулась эта мужественная попытка.

Также в книжном приложении к журналу «Русь» был опубликован роман Н.Кочина «Князь Святослав», переданный редакции журнала дочерью писателя. «Тень Святослава ходит не воспетая», – сказал о князе-воине Святославе великий Пушкин. Неизвестный роман известного автора – так можно сказать об этом, впервые опубликованном произведении, которое восполняет значительный пробел в русской исторической литературе.

В книжном приложении к журналу были изданы книги М.Сударушкина «О семи братьях-сбродичах, заповедной Кураковщине и несбывшейся мечте», «Путешествие к истокам», «Расследуя старинные преданья», «Рассказы о ростовской истории», «Путешествие во времени из Ростова в Ярославль».

Здесь же были опубликованы исторические детективы Б.Сударушкина «Секрет опричника», «Преступление в Слободе», «Исчезнувшее свидетельство» и «Находится в розыске», составившие тетралогию «Тайны Золотого кольца».

В лучшие годы своего существования тираж журнала достигал 10 тысяч, из них 9 тысяч распространялись по подписке. Среди подписчиков «Руси» были практически все центральные, областные и краевые библиотеки России, Государственная историческая библиотека, библиотека Эрмитажа, библиотека Конгресса США и др. Но, к сожалению, все это в прошлом.

Общеизвестно, с какими трудностями сталкиваются сейчас буквально все периодические издания, начиная от районной газеты и кончая солидным столичным журналом: лихорадочно ползут вверх типографские расходы, потом издателя берут за горло распространители и окончательно обирают его до нитки. Стихию дикого, нецивилизованного рынка в полной мере испытал на себе и журнал «Русь»: нарушилась периодичность выхода журнала, резко сократился его тираж, в результате чего редакция вынуждена была отказаться от распространения «Руси» по подписке.

Как уже было сказано выше, учредителями журнала выступили писательские организации городов, входящих в Золотое кольцо России: Ярославля, Владимира, Иванова и Костромы. В связи с тем, что частичное финансирование «Руси» осуществляла только Администрация Ярославской области, весной 2000 года был составлен новый Устав и новый Учредительный договор, по которому учредителями журнала выступили Ярославская писательская организация и трудовой коллектив журнала «Русь». Одновременно было принято решение о переводе редакции «Руси» из Ростова, где она находилась со дня основания журнала, в Ярославль. Однако финансовое положение журнала становилось всё хуже.

Настоящая, «немассовая» культура никогда не была доходной. Как же при отсутствии государственных дотаций в России существовали музеи, театры, издательства, журналы? Отечественная история дает на этот вопрос однозначный ответ – культуру спасали меценаты! Не было бы Павла Третьякова – не было бы знаменитой Третьяковской галереи. Как бы сложились судьбы Шаляпина, Рахманинова, Врубеля и многих других выдающихся деятелей отечественной культуры, если бы им не помог Савва Мамонтов? Что бы стало со знаменитым Московским Художественным театром, если бы не поддержка Саввы Морозова? Наконец, сколько простых руcских людей не овладели бы грамотностью, если бы не Иван Сытин, издававший неприбыльные учебники, дешевые, себе в ущерб, книги, календари, энциклопедии? Высокое внутреннее благородство, ясное понимание того, что русская культура служит процветанию России не меньше, чем финансы и предпринимательство, – вот что объединяло этих незаурядных людей.

Россия сделала новый резкий поворот в своей истории, и «распалась цепь великая», которая, как это бывало и раньше, одним свои концом опять ударила по культуре. Кто может спасти ее от гибели? Государство? Но бывшее лежит в развалинах, а новое практически еще не построено. Надеяться, что культура «как-нибудь» сама выкарабкается, – напрасно терять время, которое для нее может оказаться роковым. Вроде бы в этих условиях самое время для возрождения российского меценатства, но – увы – в основном «новые русские» помогают массовой культуре. Как выжить в условиях рыночной стихии некоммерческому, просветительскому журналу? Вопрос остается открытым…

Последний номер «Руси» вышел в 2001 году. Незадолго до этого, предчувствуя закрытие журнала, редакция писала: «Не лучшие времена переживает сейчас Россия, много потерь мы понесли, но есть потери роковые, символические. Нельзя допустить, чтобы погиб журнал с названьем кратким «Русь». Гибель «Руси» станет темным пятном в истории культурной жизни Ярославского края, на земле которого журнал появился на свет. Мы, ярославцы, первыми несем ответственность за судьбу созданного нами журнала».

Не покидает мысль, что ярославским властям и общественности стоит подумать о возрождении журнала «Русь», который делал такое доброе дело – без наукообразия, доступно для самого широкого круга читателей освещал судьбы замечательных ярославцев и самые интересные страницы ярославской истории. Вспомним слова Пушкина: «Гордиться славою предков не только можно, но и должно, не уважать оную есть постыдное малодушие».

Русь родилась в Ростове Великом  Русь родилась в Ростове Великом

1 2 3 4 5

 
Hosted by uCoz