БОРИС СУДАРУШКИН:


РАССЛЕДОВАНИЕ ВЕДЕТ ПИСАТЕЛЬ

 

      

«Тщательное изучение прошлого способно так приблизить его к тебе, что в результате наступает как бы эффект присутствия; вроде бы разрозненные факты увязываются в единое целое, легче объясняются действия и поступки исторических лиц, проникаешься самой обстановкой, духом того времени и становишься словно бы его очевидцем, современником». Так Борис Сударушкин обозначил авторскую позицию в отношении отечественной истории, объяснил многолетнюю верность избранному им историческому жанру…

Кажется, сама судьба определила интерес писателя к исторической теме: родился 12 ноября 1945 года в старинном Ярославле, закончил в Москве Литературный институт им. А.М.Горького, работал редактором издательства, заведовал музеем Н.А.Некрасова в Карабихе, руководил бюро пропаганды художественной литературы при Ярославской писательской организации. Борис Сударушкин – один из создателей в древнем Ростове Великом литературно-исторического журнала «Русь», был заместителем главного редактора по творческой работе, главным редактором журнала. Член Союза писателей России. Его первая книга «Контрагенты» во многом написана на биографическом материале и рассказывала о людях, осваивающих морские глубины. Затем одна за другой вышли книги о Ярославском мятеже 1918 года и его последствиях. Трилогию завершила повесть «Последний рейс «Фултона», вышедшая в 1988 году.

Борис Сударушкин – автор многочисленных журнальных и газетных публикаций об истории и литературной жизни Ярославского края, о творчестве Н.А.Некрасова, в журнале «Русь» были опубликованы его очерки–расследования «Так кто же стрелял в Ленина» и «Темное дело большевика Малиновского», посвященные историко-революционной теме. Но особое место в творчестве писателя заняла тетралогия «Тайны Золотого кольца», адресованная читателям, интересующимся романтикой поисков, неизвестными страницами прошлого, исчезнувшими сокровищами культуры.

Первая книга тетралогии «Секрет опричника» вышла в Ярославле в 1992 году и сразу исчезла с книжных прилавков из-за малости тиража и заявленного автором жанра – исторический детектив. Книга была адресована всем, кто интересуется историческими загадками, любит напряженный, запутанный сюжет, мечтает о приключениях и открытиях. Наряду с происшествиями вокруг поиска сокровищ, спрятанных в тайнике во времена опричнины, в повести рассказывалось о подлинных исторических событиях: о деле Соломонии Сабуровой, о причинах Новгородского погрома, о поисках Янтарной комнаты, похищенной в годы минувшей войны.

Герои книги пришлись по душе и читателям, и автору, решившему продолжить рассказ о людях, занимающихся расследованием исторических загадок. Через год вышла повесть «Преступление в Слободе» – о расследовании обстоятельств гибели царевича Ивана, начало которому было положено в повести «Секрет опричника». Газета «Литературная Россия» так писала об авторе и его повести:

«Писатель обогащает детектив историческим содержанием, открывая новые выразительные возможности исторической прозы, которой, оказывается, не чужды остросюжетность, увлекательность, романтическая приукрашенность коллизий и характеров. Впрочем, это еще детектив в детективе, поскольку с автором, ведущим скрупулезное расследование тайн прошлого, приключаются не менее головокружительные истории, нежели с его персонажами. Б.Сударушкин – отнюдь не кабинетный писатель, отгородившийся от внешнего мира глухой стеной и разгадывающий немые исторические кроссворды: он органически вовлечен в действо как его свидетель и соучастник и демонстрирует высокий профессионализм исследователя в сочетании с мастерством художника... Он соединяет жанр детектива с ярким полемическим эссе, в результате мы имеем не очередное развлекательное чтиво, а необычное художественное расследование необычной истории».

Эта оценка справедлива и в отношении следующей книги Б.Сударушкина «Исчезнувшее свидетельство» – об истории находки и гибели древнего списка «Слова о полку Игореве», в послесловии к которой ярославский писатель В.Московкин заметил:

«Нынче появляется немало детективов, главными героями которых становятся дельцы теневой экономики, рекетиры, отечественные мафиози. Бесспорно, такая литература верно отражает состояние нашего общества, но не менее интересен и тот детектив, который предлагает читателям Б.Сударушкин, его герои далеки от преступного мира. Исторический детектив – это не только интересно, но и познавательно, он знакомит с историей государства, а поиски и разгадки исторических тайн не менее увлекательны, чем расследование ограбления или убийства. И надо сказать, автор удачно справляется с поставленной перед собой задачей, книги его читаются с интересом. Повесть «Исчезнувшее свидетельство» также написана в условной, занимательной форме расследования. Помимо фактических, порой неожиданных сведений о «Слове», повесть интересна увлекательным историческим сюжетом, исторические реалии умело переплетены с авторским вымыслом, а действие переносит читателя из современного Ярославля в древний Ростов Великий, из горящей Москвы 1812 года в ныне затопленную Рыбинским водохранилищем усадьбу графа А.И.Мусина-Пушкина в Иловне, из уютной городской квартиры в монастырскую книгохранительницу».

Логическим продолжением этой повести стала книга «Находится в розыске», посвященная поискам легендарной библиотеки Ивана Грозного. Московский журналист В.Виноградов писал в рецензии на книгу:

«Борис Сударушкин – один из немногих современных авторов, который умеет просто и увлекательно писать о сложнейших загадках истории, чье творчество одинаково интересно и взрослым и юным читателям, профессиональным историкам и рядовым любителям истории, поклонникам серьезной исторической прозы и увлекательного исторического детектива».

Краевед Ф.Михалков писал по поводу выхода последней книги тетралогии «Тайны Золотого кольца»:

«Так получилось, что все четыре повести этого цикла мне довелось прочитать только после того, как их публикация была закончена полностью. Впечатление сложилось такое, словно автор взял меня за руку и ввел в уютную, забитую старинными книгами комнату, где сидят очень милые, увлеченные историей люди и рассказывают удивительные случаи об этих книгах, их авторах и владельцах; словно присяжные в совещательной комнате пытаются разобраться в хитросплетениях событий далекого прошлого, связанных с исчезнувшими сокровищами, убийствами, заговорами, покушениями, при этом опираясь не на домыслы, а цитируя летописи, жития, древнерусские повести и сказания. Привлечение в качестве «свидетельских показаний» произведений древнерусской письменности вещь необычная. Но автор пошел дальше – в качестве следователей по «делам давно минувших лет» во всех его четырех повестях действуют историк, краевед, криминалист и писатель, от лица которого ведется повествование. Причем у каждого из героев свой индивидуальный образ и свое назначение в тех исторических расследованиях, которые они проводят совместно: историк, как правило, выражает официальную точку зрения; краевед подвергает ее критике и выдвигает собственные, порой весьма неожиданные версии; криминалист привлекается к делу, когда становится необходимым его следственный опыт; возле писателя, в основном, разворачиваются приключенческие события, сопровождающие ход исторических, «кабинетных» расследований, хронику которых он ведет. Вероятно, автора можно обвинить в каких-то исторических неточностях и художественных погрешностях, но бесспорно, что он предложил читателям свой, необычный вариант жанра исторического детектива, в котором нашлось место и серьезному анализу древних источников, и событийным приключениям, и новому, коллективному образу сыщика, расследующего тайны прошлого. Эта увлекательная тетралогия своеобразно знакомит читателей чуть ли не со всей историей древнерусской книжности, вот почему я горячо рекомендую ее всем любителям отечественной истории, а особенно сотрудникам библиотек, преподавателям истории и краеведения. Автор поставил перед собой цель сделать историческое повествование не только познавательным, но и занимательным – и своего добился. Его книги, привлекая интерес к нашему загадочному прошлому и ненавязчиво помогая изучить его, пробуждают любовь к Отечеству».

Доцент Рязанского педагогического университета И.Грачева, исторические очерки которой неоднократно печатались на страницах журнала «Русь», писала автору:

«Я внимательно прочитала Ваши книги «Секрет опричника», «Преступление в Слободе», «Исчезнувшее свидетельство» и «Находится в розыске» и собираюсь во время педагогической практики рассказать о них нашим учителям. Приятно видеть, что есть писатели, так хорошо владеющие научной информацией и настолько увлеченные судьбой русской книжности».

К сожалению, автору так и не удалось выпустить тетралогию полностью, одним изданием. Вышедшая в 2006 году в Ярославле книга книга «Тайны Золотого кольца» представляет собой ее сокращенное изложение, построенное в форме диалогов о загадках русской истории. Все вымышленные события исключены, но добавлены новые документальные материалы. Первая часть книги – «Дела давно минувших лет» – посвящена расследованию нераскрытых преступлений и загадочных событий русской истории: убийства князя Василько и дела Соломонии Сабуровой, бегства Андрея Курбского и тайны первопечатника Ивана Федорова, гибели в Александровой Слободе царевича Ивана и царевича Дмитрия в Угличе, смерти под Костромой Ивана Сусанина и покушения в Ярославле на князя Пожарского.

Вторая часть – «Исчезнувшее свидетельство» – построена по материалам одноименной повести об истории находки и гибели древнего списка «Слова о полку Игореве». Факты, версии, предположения, которые высказывают историк, краевед, криминалист и писатель, принадлежат многочисленным исследователям «Слова».

В третьей части книги – «Находится в розыске» – рассказывается об истории библиотеки московских государей, чаще называемой библиотекой Ивана Грозного. Читатель побывает в Ярославле и Вологде, в бывшей Александровой Слободе и в подземелье под Москвой – везде, где искали таинственную книгохранительницу, этот «затерянный клад России». При работе над повестью писатель использовал множество источников, но обилие информации не подавляет, а заставляет читателя напряженно следить за ходом расследования, строить свои версии и предположения.

Наверное, в суете окружающей нас действительности герои Бориса Сударушкина, увлеченные историческими расследованиями, выглядят не от мира сего, но «кто из нас, даже самых рассудительных, не мечтал о встрече с чудесным, таинственным, несбывшимся?» – спрашивает автор. И хочется верить, что у писателя и его героев найдутся близкие, родственные души. Писатель В.Московкин писал по этому поводу:

«Хочется выразить надежду, что книги Б.Сударушкина по-прежнему с интересом будут читать и любители отечественной истории, и все, кто сохранил в душе тягу к загадочному и неизвестному, жажду поисков и открытий. Жизнь меняется на наших глазах, и не всегда в лучшую сторону. Соответственно меняется и художественная литература: становится более жестокой и прагматичной, герои книг всё меньше похожи на подлинных, честных и благородных героев. Но по-прежнему, хотя и для более узкого круга, чем раньше, нужна будет и другая литература, сеющая разумное, доброе, вечное и рассказывающая о светлых людях, увлеченных любимым делом».

В последнее время опять заметно возрос интерес к истории и краеведению, но очень мало появляется доступной литературы. Книги Бориса Сударушкина, написанные на историко-краеведческом материале, своеобразно восполняют этот пробел. Используя увлекательный жанр исторического детектива, писатель пробуждает любовь к отечественной истории, где еще немало тайн за семью печатями, разгадка которых обещает самые неожиданные находки и открытия.

Напомню некоторые факты биографии Бориса Сударушкина…

В молодости я не был обделен дружбой. Но со временем близкий круг друзей, словно шагреневая кожа, как-то сужался, и на пальцах можно пересчитать тех, кто по-прежнему остался мне близок и дорог. Борис Сударушкин среди них, немногих. Мы встретились в стенах Литературного института и как-то сразу сошлись. Наверное, потому, что в окружении столичной богемы, как белые вороны, были глубокими провинциалами, хотя я к тому времени считался новоиспеченным москвичом. Борису было уже под тридцать, успел поездить по стране, набраться жизненного опыта и этот весомый опыт пытался отразить в художественном слове. «Контрагенты» была первых из таких его книг. Я откликнулся на нее рецензией в журнале «Молодая гвардия» вовсе не потому, что к тому времени мы с Борисом уже крепко дружили, а потому, что повествование книги мне было близко – прежде чем осесть в Москве и придти в Дом Герцена набираться знаний, я сам успел поездить по Союзу и походить по морям – как герой повести «Контрагенты».

Учился Борис с жадностью к знаниям, и эта жадность позволила ему стать одним из лучших студентов нашего курса: по окончании Литинститута в его дипломе значились почти одни пятерки.

Столь же плодотворно он работал и за писательским столом. Жизнь подарила ему редкую для писателя встречу с прототипом главного героя будущих книг – чекиста Тихона Вагина. Его воспоминания стали той золотой жилой, из которой родилась трилогия «Юность чекиста», «По заданию губчека» и «Последний рейс «Фултона». Сегодня, когда на рубеже веков на органы государственной безопасности были вылиты «щедрые» ведра помоев, я думаю, что Борису Сударушкину не приходится краснеть за своего героя, потому что в его образе писатель сумел отразить лучшие черты чекистов первых лет советской власти, а целое поколение ярославских мальчишек 80-х годов с увлечением читало и перечитывало его приключенческие книги.

Значительное, если не главное место в творчестве Бориса Сударушкина заняла историческая тема, к которой он обратился в произведениях более позднего периода своего творчества. Его повесть-расследование об истории находки и гибели списка «Слова о полку Игореве» была опубликована в 1988 году в библиотеке журнала «Молодая гвардия» под названием «Уединенный памятник» и вышла на широкую читательскую арену. Удостоенный за эту повесть звания лауреата премии журнала «Молодая гвардия», Борис Сударушкин выступил в небольшой по объему книге как бы в трех ипостасях: историка, литературоведа и писателя. Его «Уединенный памятник» наверняка останется для будущих исследователей «Слова о полку Игореве» книгой, к которой они будут еще не раз обращаться.

Особой, трагической страницей в жизни Бориса Сударушкина стала его деятельность по сохранению литературного наследия единственного сына Михаила. Рано ушедший в мир иной, Михаил успел за неполные четверть века жизни заявить о себе как о талантливом русском поэте, самобытном педагоге и краеведе, оставившем заметный след в восстановлении истории Ярославского края. После смерти сына Борис Михайлович по крупицам собрал и издал всё его разностороннее творчество, создал в Семибратове краеведческий музей, тем самым, осуществив заветную мечту сына.

Важное место в биографии Бориса Сударушкина стала работа в литературно-историческом журнале «Русь», целых десять лет выходившем в свет во многом благодаря его редакторским способностям, терпению и неиссякаемому трудолюбию. Последний номер журнала вышел в 2001 году, в год смерти сына Михаила.

Вот уже несколько лет по инициативе и при непосредственном участии Бориса Сударушкина в поселке Семибратово Ярославской области, где он живет, на скромной полиграфической базе издаются книги, посвященные местной истории.

История Ростовского края – уникальное явление, ее страницами можно проиллюстрировать буквально все этапы отечественной истории. Чтобы убедиться в этом, достаточно вместе с авторами книги «Были и небыли заповедной Кураковщины» совершить экскурсию с севера на юг исторической местности из двух десятков сел и деревень с центром в селе Семибраты-Макарово. Короткая экскурсия уводит в глубь истории – от первых поселений на Ростовской земле до событий ХХ столетия. Представлена информация о действующих и порушенных церквях в окрестных селах Татищев-Погост, Гвоздево, Макарово, Ново-Никольское, Приимково. Как часто мы набираемся новых впечатлений и сведений за тридевять земель от родного края, а то, что рядом, оставляем без внимания. И как тут не вспомнить Пушкина: «Мы так положительны, что прошедшее для нас не существует. Мы гордимся не славою предков, но чином какого-нибудь дяди-дурака или балом двоюродной сестры. Мы на коленях перед настоящим случаем или успехом, но очарование древности и благодарность к прошедшему у нас отсутствуют. Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».

Еще одна книга о местной истории – «Семибратово начиналось в Исадах». Жизни и творчеству замечательных земляков посвящены изданные в Семибратове книги о первом семибратовском краеведе П.А.Сергееве, об узнике Бухенвальда писателе К.Г.Брендючкове, о литературоведе О.П.Попове, в годы войны спасшем Домик Лермонтова в Пятигорске, о журналисте и поэте Г.С.Залетаеве, о поэте, учителе и краеведе М.Б.Сударушкине.

Совместно с сыном Борис Сударушкин написал книги, посвященные древней ростовской истории: «Об озере Неро, Ростове Великом и невидимом граде Китеже», «Слово и память Ростова Великого», «В земле Ростовской просиявшие». Последняя книга составлена по материалам Семибратовского учебного музея истории и родиноведения, созданного по концепции Михаила. В книгу включены краткие жития ростовских святых и замечательных ростовцев. А на рабочем столе Бориса Сударушкина наброски новых книг об истории Ростова и Ярославля.

Вспоминаю ярославских поэтов, прозаиков и краеведов, с кем счастливо свела меня судьба благодаря Борису Сударушкину – с его широкой русской душой, разносторонним талантом и неизбывной любовью к истории родного края. Хочется пожелать ему новых книг. И прежней стойкости...

В.В.Степанов,
член Союза писателей России,
Москва.

Ростов Великий:здесь возросло и окрепло великорусское племя  

 
Hosted by uCoz