МИХАИЛ СУДАРУШКИН:


ТАЛАНТЛИВЫЙ БЫЛ ПАРЕНЬ

 

      

30 сентября 2001 года на 25-м году жизни скоропостижно скончался Михаил Борисович Сударушкин – краевед, учитель, поэт, оставивший после себя несколько историко-краеведческих книг, методических пособий по преподаванию краеведения, поэтических сборников – и светлую память о себе: одаренном человеке, который не успел реализовать все свои незаурядные творческие способности. Природа не дала ему крепкого здоровья, но щедро одарила талантами. В том числе способностью предвидеть, что его жизненный путь будет очень короток. Видимо, потому он так спешил оставить яркий след во всем, к чему лежала душа: в краеведении, в поэзии, в общении с друзьями.

Михаил родился 3 июля 1977 года в Ярославле, где его отец, член Союза писателей России Борис Михайлович Сударушкин, заведовал редакцией художественной литературы Верхне-Волжского книжного издательства, а мать, Наталья Евгеньевна, работала корректором в газете «Северная магистраль». Потом, когда отца Михаила назначили директором музея Н.А.Некрасова, некоторое время семья жила в Карабихе. Именно здесь, в усадьбе великого поэта, Михаил сочинил первые стихотворные строки. Видимо, подействовала сама обстановка усадьбы, возможно, сказалась и литературная наследственность.

Затем семья переехала в поселок Семибратово, которому Михаил позднее посвятил немало краеведческих и поэтических произведений. Еще до школы научился читать – на пару с дедом, директором Семибратовского завода газоочистительной аппаратуры Е.Н.Храмовым, о душевной теплоте которого до сих пор помнят семибратовцы, прочитали от корки до корки поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», многие строки которой Михаил выучил наизусть.

На выпускном вечере в Семибратовской средней школе, еще не получив официального диплома об окончании школы, Михаил присутствовал уже в качестве студента исторического факультета Ярославского Государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского, успешно, экстерном, сдав все приемные экзамены. Учился заочно, с удовольствием и высокой ответственностью. Многие его контрольные и курсовые работы, посвященные истории родного края, позднее стали главами его книг. Однокурсники – люди, в основном, семейные, солидные – любовно называли его Малышом и перед экзаменами всегда успокаивали: «А тебе-то, Малыш, с твоей головой чего волноваться? Обязательно сдашь, да еще на пятерку».

Обычно так и случалось. На «отлично» защитил дипломную работу на тему: «Использование материалов о малой родине в процессе преподавания краеведения в Семибратовской средней школе». Вроде бы – обычная тема, но Михаил и здесь «отличился» – дипломная работа была написана по материалам написанной им первой книги о Семибратове «О семи братьях-сбродичах, заповедной Кураковщине и несбывшейся мечте». Уже первая книга молодого автора продемонстрировала исследовательские способности Михаила, оригинальность и независимость его мышления. Вот только один пример…

Существует официальная версия, которую никто не подвергал сомнению, что семь братьев-сбродичей, давших название поселку Семибратово, назывались сбродичами потому, что были неродные, «сбродом». Михаил выдвинул свою, более убедительную версию, что название «сбродичи» образовалось от слова «брод», возле которого в «Сбродичевом тереме» на берегу реки Устье, стоявшем на месте современной деревни Бородино, жили рядом «с бродом» семь братьев, за что и получили прозвище «сбродичи». И таких примеров самостоятельного, критического подхода Михаила к общепринятым оценкам событий и явлений местной истории можно привести множество.

Так определился круг интересов Михаила. Работал учителем истории в селе Татищев-Погост, библиотекарем, психологом вечерней школы. Но его любимой темой оставалось краеведение. В 1999 году выходит его новая книга «Расследуя старинные преданья...», где он поставил задачу реабилитировать историзм многих ростовских преданий, собранных известными ростовскими краеведами А.Я.Артыновым и А.А.Титовым, перед памятью которых Михаил преклонялся, всячески защищая их от несправедливых, по его убеждению, нападок и обвинений. Книгу открывало стихотворение, в котором Михаил изложил свою авторскую и гражданскую позицию:

  • Расследуя старинные преданья,
  • Я уходил в былые времена,
  • Когда через сраженья и страданья,
  • Народом становились племена.
  •  
  • Когда с мечом и верой православной,
  • Избавясь от постылых тяжких уз,
  • Свободной птицей, в ореоле славы
  • Над миром вознеслась святая Русь.

История Ростовского края не отпускает молодого автора – и в том же 1999 году выходит его книга «Путешествие к истокам», где он по-своему, кратко и образно, осветил почти всю древнюю историю земли Ростовской, убедительно объяснил некоторые загадки местной и отечественной истории. Так, он попытался ответить на один из самых загадочных вопросов истории Ростова: почему археологические находки не подтверждают первую летописную запись о Ростове, отмеченную 862 годом? Выдвинутая им версия выглядит неожиданно, но она же убедительно объясняет эту неувязку между летописными и археологическими свидетельствами. Столь же неожиданным может показаться на первый взгляд и его утверждение о существовании, наряду с Новгородской и Киевской Русью, Ростовской Руси, из которой, собственно, и родилось Московское государство.

На основе этих книг им было создано развернутое и обстоятельное методическое пособие по преподаванию краеведения в школах Ростовского района – «Древняя история Ростовского края в легендах, документах и топонимах», и отдельное пособие – по преподаванию краеведения в Семибратовской средней школе. Хотелось бы надеяться, что разработки Михаила Сударушкина получат широкое распространение – они того явно заслуживают, ведь других подобных пособий просто не существует.

«В России центр на периферии» – так называлась созданная им концепция «Периферийная библиотека – центр изучения краеведения», которую ему, не по его вине, так и не удалось претворить в жизнь. В этой же брошюре, изданной в 2000 году, был изложен проект книги «Семибратовский гарнизон: имена на поверке», возникший в ходе работы школьного краеведческого кружка, одним из руководителей которого был Михаил. К сожалению, и этот проект тоже остался нереализованным.

Позднее им была разработана концепция школьного Музея истории Кураковщины. Эту работу также отличала оригинальность мышления автора, его способность видеть то, что не замечали и более опытные краеведы. В частности, отметив сохранившуюся тягу бывших кураковцев к Семибратову, Михаил объяснил необходимость создания такого музея тем обстоятельством, что в Семибратове уже существует Музей боевой славы, который не имеют исторического предисловия, каковым, по его мнению, и должен стать Музей истории Кураковщины.

Эту концепцию Михаил изложил в статье «Каким быть школьному музею», опубликованной в юбилейной книге Семибратовской средней школы «Повесть школьных лет», в создании которой он также принимал участие. Созданный уже после его смерти Музей истории Кураковщины стал достойным памятником творчески одаренному выпускнику школы, в которой он увлекательно и с полной отдачей сил преподавал краеведение.

С краеведческими выступлениями Михаил безотказно выступал в школах и библиотеках Ростова и Ярославля. И всюду удивлялись, сколько знаний у этого хрупкого юноши, который мог во время самого серьезного выступления пошутить, сделать резкое отступление совсем в другую эпоху и провести самую неожиданную, но логически обоснованную параллель. Часто, по просьбе слушателей, выступление заканчивалось чтением его стихов.

Несмотря на слабое здоровье, Михаил всегда был в окружении друзей. По вечерам в его комнате собирались бывшие одноклассники, школьники, ребята из местного детского дома. Он никогда не отказывался помочь написать контрольную или курсовую работу, просто подготовить домашнее задание. Иногда с гордостью говорил родителям: «Найдите еще такого учителя, к которому ходят домой не только те ребята, которых он учит, но и те, которых он давно учил, выгонял из класса и ставил двойки».

Михаил был одним из организаторов проведения в Семибратове первых Сергеевских краеведческих чтений, посвященных первому семибратовскому краеведу П.А.Сергееву. При его непосредственном участии были созданы две газеты: школьная – «Истоки» и независимая общеобразовательная «Большая перемена», в которых он выполнял обязанности ответственного секретаря. Здесь в полной мере проявились его организаторские и редакторские способности, печатались его собственные статьи.

«Уроки ростовской истории» – так называлась одна из последних изданных работ Михаила, представляющая собой краткий курс лекций о наиболее интересных моментах ростовской истории. Эта работа была составлена им на основе рукописи книги «Рассказы о ростовской истории», над которой он работал последние месяцы.

Произведения Михаила регулярно выходили в периодической печати: в газетах «Ростовский вестник», «Золотое кольцо», «Северный край», «Голос профсоюзов», «Караван-рос», в центральной газете «Трибуна». Некоторое время он работал сотрудником литературно-исторического журнала «Русь», где появилась целая серия его публикаций: «Новоявленный мученик полковник Перхуров», «Тоскливое времечко выпало» (под псевдонимом «Михаил Уваров»), циклы стихов и поэтическая «Сказка о том, как братья-сбродичи хотели женить Алешу Поповича», краеведческие очерки «Откуда пошла Русская земля?» и «Расстрелянное детство».

Небольшим тиражом последняя работа вышла отдельным изданием. По сути дела, в этой книге Михаил впервые взглянул на Ярославский мятеж 1918 года не с «красной» или «белой» позиций, а с позиции невинных жертв мятежа – детей Ярославля. «И белые, и красные стреляли в детей» – вот главная мысль этой книги, написанной человеком, который сам только что вышел из детства. Вместе с тем, он призывает к примирению бывших врагов, по поводу чего в одной рецензии на книгу было сказано: «Возможно, призыв автора к примирению «белых» и «красных» выглядит наивным, но, прочитав его книгу, трудно отказать ему в искренности».

Такими же искренними, трогательными были стихи Михаила, которые он сочинял с легкостью, порой даже не записывая их, а надеясь на свою уникальную память. В его поэтическом сборнике «Зазеркалье», изданном в начале 2001 года, нашлось место и юмору, и горькой иронии по поводу того, что происходит сейчас в России, и кратким экскурсам в любимую древнюю историю, и – в заключение – пророческому осознанию краткости своей земной жизни.

Уже после смерти в его бумагах нашлась еще одна, «потаенная» тетрадь со стихами, посвященными первой и последней любви Михаила, сыгравшей в его судьбе роковую роль. Книга «Последние стихи» вышла отдельным изданием через 40 дней после его смерти. Стихи не предназначались для печати при жизни автора, а сегодня знакомство с ними дополняет его портрет новыми яркими чертами, понятней становится, какой светлый, неординарный человек так трагически рано ушел из жизни. Позднее вышла итоговая книга «Эпитафия», в которой были собраны практически все поэтические произведения Михаила. Книга была названа так по стихотворению, последнее четверостишие которого выбито на надгробии:

  • Никогда не стану старше,
  • Кто любил – пускай не ждет.
  • А душа продолжит дальше
  • Рано прерванный полет.

Написанная им ранее поэтическая «Сказка о том, как братья-сбродичи хотели женить Алешу Поповича» стала настоящим гимном славному прошлому Семибратова и всем семибратовцам. Но честный и откровенный Михаил не был бы самим собой, если бы не замечал всего неприглядного, негативного, что творится вокруг. Так в книге «Последние стихи» появилось сатирическое «Сказание о граде Гномове», публикация которого вызвала неоднозначную реакцию земляков Михаила. Между тем со свойственным ему историзмом мышления и поэтической способностью к обобщению Михаил видел в «граде Гномове» всю современную Россию, из великой державы, без войн и стихийных бедствий, превратившуюся в страну с протянутой рукой. Несомненно и то, что печальные стихи последних месяцев рождались под влиянием прогрессирующей болезни Михаила.

  • Сказал поэт – на свете счастья нет.
  • Но вот вопрос – а есть ли белый свет?
  • Вокруг меня лежит такая тьма,
  • Что горше смерти – горе от ума.

Судя по записям в «потаенной» тетради, это одни из последних написанных Михаилом строк. Обидно, невыносимо горько, когда из жизни уходят такие одаренные, работоспособные и многообещающие молодые люди, как Михаил. Единственное, что остается нам, это постараться, чтобы светлая память о нем жила как можно дольше – и его душа продолжит рано прерванный полет.

На смерть талантливого юноши из Семибратова откликнулись газеты Ростова Великого, Ярославля, Твери, Москвы. В газете «Россия» я опубликовал очерк «Строка, оборванная на взлете», в котором писал:

«Я знал Михаила Сударушкина можно сказать с самого его рождения: с его отцом писателем Борисом Сударушкиным мы вместе прошли все годы учебы в Литературном институте, крепко сдружились и поддерживали прочную связь в последующее время. Я бывал в Семибратове, он наезжал в Москву, и не один – с подрастающим сыном. Поэтому громом среди ясного осеннего неба стала для меня скорбная весть о безвременной кончине Михаила.

Писать о нем одновременно и легко, и трудно, поскольку он и сейчас стоит перед глазами: симпатичный и ершистый, находчивый в споре и отзывчивый на шутку, не по возрасту эрудированный и наделенный ярко выраженными литературными способностями. «Талантливый был парень» – эти слова я слышал от многих, кто общался с Михаилом. Эти же слова говорили люди, которые были знакомы с ним заочно, через его стихи и книги. Приходится только удивляться, как много успел сделать за свою короткую жизнь хрупкий парнишка, страдавший таким серьезным заболеванием, как сахарный диабет, который постоянно держал его на инсулиновой игле. Михаил никогда не ставил перед собой задачи стать профессиональным поэтом. Но только настоящий поэт мог так чутко почувствовать приближение собственной смерти. Только настоящий поэт способен так болезненно воспринять крушение первой любви, которая оказалась для него и последней. Только у настоящего поэта могло быть столько друзей, для которых его смерть стала невосполнимой утратой».

В «Роман-журнале XXI век», издаваемом Союзом писателей России, был опубликован цикл стихов Михаила, во вступлении к которому говорилось:

«Таким же независимым, как в поэзии, Михаил оставался в своих историко-краеведческих книгах: не подстраивался под общепринятое мнение, а высказывал свои взгляды и оценки с полемическим задором, не оглядываясь на общепризнанные авторитеты. И все-таки 24 года жизни – это очень мало, чтобы успеть раскрыть все свои творческие возможности. Да и в его стихах не всё так просто, как может показаться. Что говорить – талантливый был парень. А талантливый человек – всегда загадка. Горестно и обидно, что таким коротким был жизненный путь этого русского юноши из русской глубинки, наделенного природой ярким талантом и щедрой, но ранимой душой».

Критик из Твери Сергей Изводов в статье «По обе стороны зеркала» писал о первом сборнике стихов Михаила «Зазеркалье»:

«Имя для книжки очень символичное. Искривленное отечественное мировидение и быт творят в сознании российского художника образы мало понятные в общепринятых координатах изобразительности. «Зазеркалье» в России есть не что иное, как самый ее реальный, подлинный облик. И самая кондовая действительность здесь, напротив, представляет собой исковерканный грубыми условностями мир.

Созерцая такой мир, невозможно радоваться, но и невозможно от него отвернуться… Михаил Сударушкин выбирает, быть может, самый здоровый с эмоциональной точки зрения путь восприятия действительности: с легкой и доброй иронией, одновременным состраданием и оптимизмом.

На малом пространстве русской провинции есть и время, и место для тихого и пристального наблюдения над окружающим миром. У Михаила Сударушкина мы встречаем пейзажные зарисовки, отличающиеся особенной свежестью и одновременно простотой. Чтобы любить и замечать вокруг такие обыденности, надо уметь быть предельно сосредоточенным в себе человеком и в то же время широко открытым миру.

Особая часть творчества Михаила Сударушкина – короткие стихотворения в жанре шутки. Причем для Сударушкина это именно жанр – особая форма, определяющая и стиль, и характер поэтического зрения их героя. В них сквозит та же незлобивая ирония, направленная, прежде всего, в сторону самого создателя этих сочинений.

И всё бы оставалось так легко, светло и ясно… Если бы уже никак не связанная с творчеством, а только с суровой действительностью, которая у нас иной раз горше, сложнее, но и красочнее самого из катастрофических романов русских классиков, необходимость избавиться от двух миров – по обе стороны зеркала. Неважно, роковая ли случайность или коварный замысел уведут тебя в тот мир, который никогда уже не отразится ни по одну из сторон зеркала. А только лишь под образами – в последнем мерцании свечей».

Ярославский журналист Олег Гонозов писал в статье «Скажут все, что мало прожил…»:

«Трудно подобрать слова, чтобы выразить всю горечь утраты от безвременной кончины Михаила Сударушкина. Ему бы еще жить и жить… А теперь задумки новых краеведческих книг так и останутся нереализованными, очерки – ненаписанными, стихи – не сочиненными. Жаль. Поспешил Михаил с публикацией своей «Эпитафии», а с барышней с косой – смертью, как известно, шутки плохи. Несмотря на то, что, как писал другой поэт, «все мы, все мы в этом мире тленны», по младости лет даже исключительно одаренным авторам все же не стоит касаться в своем творчестве темы собственной смерти. Но Михаил, может быть, из-за своей разлученной любви, может, из-за страданий, что доставляла ему болезнь (незадолго до смерти у него началась депрессия, и он порой высказывался, что не хочет жить), не побоялся этой темы. Написал свою «Эпитафию» – и умер молодым. Как все настоящие поэты».

Михаил успел стать не только интересным поэтом, но и вдумчивым, серьезным исследователем. Мое продолжительное знакомство с его творчеством убедило меня, что он последовательно, шаг за шагом, создавал практические пособия для преподавания краеведения в школе. Явной заслугой Михаила является умение писать о краеведении увлекательно, порой необычно. Главный научный сотрудник Государственного исторического музея, заслуженный работник культуры Ф.А.Петров так писал о его краеведческих работах:

«Автор изучил широкий круг источников – летописи, былины, записки иностранцев о России, труды краеведов дореволюционного периода, современную историческую литературу. Его работы рассчитаны на широкий круг читателей и в то же время выполнены на высоком научном уровне и являются ценным дополнением к краеведческой литературе, возрождающейся в наши дни».

Через год после смерти Михаила вышла его книга «Рассказы о ростовской истории». За книгу «Путешествие во времени из Ростова в Ярославль», изданную в 2004 году, он был посмертно удостоен звания лауреата конкурса на лучший материал, посвященный 225-летию Ярославской губернии. В 2008 году в Твери вышла книга «Истории оборванные строки», составленная из краеведческих и поэтических произведений. В газете «Вече Твери» была опубликована заметка Валерия Мартова, в которой говорилось:

«Михаил Сударушкин не дожил даже до 25 лет. Но таланту молодого автора могли бы позавидовать и завидуют краеведы и поэты с именами. Его исследовательские работы поражают глубиной, самостоятельностью мышления, индивидуальной образностью языка. Его понятие патриотизма начинается с любви к малой родине – деревне, селу, людям, их населяющим, изучения истории отчего края. Сейчас это называется краеведением, но Михаилу больше нравилось слово «родиноведение»».

Очерки Михаила опубликованы в книгах, написанных совместно с отцом Б.М.Сударушкиным: «Ярославль и ярославцы в русской истории», «Семибратово», «Сказание о Ростове Великом, затерянном граде Китеже и замечательных ростовцах», «Ростов Великий, неизвестный Ярославль и Господин Великий Новгород». Последняя книга Михаила «Следствие ведет краевед» издана в 2011 году к 10-летию со дня его смерти.

Большим интересом пользуется персональный сайт Михаила Сударушкина. Ссылки на его краеведческие работы присутствуют на многих страницах Интернета, где рассказывается о прошлом Ростово-Ярославского края, о событиях древней истории России.

В Семибратове ежегодно проводятся посвященные Михаилу литературные вечера памяти, на которых звучат стихи и песни на его слова. В Семибратовском учебном музее истории и родиноведения СУМИР, выросшего из Музея истории Кураковщины, создана мемориальная «Комната краеведа», где представлены его книги, рукописи, фотографии. По материалам его краеведческих очерков оформлены экспозиции об отдельных страницах истории Ярославля и Ростова Великого: Ярославском антисоветском мятеже 1918 года и версии Михаила о затоплении древнейшей части Ростова Великого озером Неро.

В литературном творчестве Михаила Сударушкина ярко проявились самостоятельность мышления, удивительное трудолюбие и способность, не оглядываясь на авторитеты, подвергать сомнению общепринятые и, казалось бы, незыблемые оценки и мнения.

Действительно – талантливый был парень…

В.В.Степанов,
член Союза писателей России,
Москва.

МИХАИЛ СУДАРУШКИН: ТАЛАНТЛИВЫЙ БЫЛ ПАРЕНЬ  

 
Hosted by uCoz